Авария теплохода "Булгария" - лишь отдельное звено в чреде множества техногенных катастроф в России. Причины этих катастроф вполне ясны. Это крайний износ техники и беззаконие, которое выражается в коррупции (когда за взятку можно спокойно пройти техосмотр) и нарушении трудового законодательства (когда работодатель, например, держит 3/4 от необходимого числа водителей, заставляя их пахать по 12-14 часов в день). Что же делать, как нам сделать российский транспорт безопасным? У меня есть отличное предложение.
Нужно переложить выплату компенсаций родственникам погибших и гражданам, понесшим ущерб здоровью, с плеч государства на плечи перевозчика. При этом закрепив минимальные единовременные выплаты и дальнейшие регулярные законодательно. Сумма выплат будет зависеть от вида транспорта, от того, кто пострадал и в какой степени.
Из-за износа двигателей разбился самолет, на котором летел отец двоих детей. Авиакомпания судом обязывается выплатить вдове единовременно 10 миллионов рублей, оплатить похороны и выплачивать на каждого ребенка по 20 тысяч рублей ежемесячно до достижения ими 21 года, а также оплатить получение первого высшего образования в любом ВУЗе России по их выбору.
Или же ехал человек на междугороднем автобусе. Водитель заснул за рулем (по той причине, что работал неделю по 16 часов в день), автобус упал в овраг. Человек потерял ноги. Автокомпанию обязуют выплатить человеку единовременно 1 000 000 рублей, оплатить его реабилитацию (хирургия, психотерапия, покупка протезов) и до конца жизни оплачивать его коммунальные расходы, а также начислять ежемесячное пособие в 15 000 рублей до конца жизни. Разумеется все выплаты ежегодно индексируются с учетом уровня инфляции.
И это справедливо. Ибо, когда человек передвигается на транспорте, его жизнь и здоровье уже не в его руках, а в руках перевозчика. Вот пусть он и несет полную ответственность.
Вот, собственно, и все. Когда авиакомпании будут грозить миллиардные выплаты, ее руководство десять раз подумает, а стоит ли покупать и содержать двадцатилетнее корыто? Или лучше купить нормальный новый Боинг? И не лучше ли содержать полный штат пилотов, давая им полноценно отдыхать между рейсами?
И вот только не надо говорить, что сразу цены подскочат. В Европе летают новые самолеты, выплаты при авариях огромные, а билеты стоят в несколько раз дешевле, чем в России.