По книге Джеки Силберг. 125 развивающих игр для детей от 1 до 3 лет
К трем годам в мозгу ребенка формируется около 1000 миллиардов связей, что вдвое больше, чем у взрослых. Мозг ребенка обладает чрезвычайной плотностью, и это качество сохраняется на протяжении первых десяти лет жизни. К одиннадцати годам мозг начинается избавляться от лишних связей, и путаница нервных «проводов» в голове постепенно упорядочивается.
Часть мозговых клеток, нейронов, связывается сетью «проводов» с другими клетками организма еще до рождения ребенка. Они управляют работой сердца, дыханием, регулируют другие необходимые для жизни функции. Остальные мозговые связи просто ждут «подключения». Весь смысл существования мозговых клеток заключается в создании связей. Каждая клетка посылает сигналы другим клеткам и, в свою очередь, принимает сигналы от них. Эти сигналы в форме электрических импульсов, пройдя по всей длине клетки, передаются на другие клетки с помощью специальных химических веществ (например, серотонина). Каждая клетка может поддерживать более 10 тысяч связей с другими клетками. Эту невероятную по сложности сеть иногда называют «электропроводкой» или «электрической схемой» мозга….
Откуда мозг знает, какие связи ему сохранить, а от каких можно избавиться? Здесь-то и вступает в игру ранний жизненный опыт. Благодаря многократным повторениям, временные связи становятся постоянными. И наоборот, те связи, которые не используются вообще или используются слишком редко, скорее всего, будут разорваны.
Самый лучший способ помочь формированию нервных связей у детей - обеспечить их тем, что им нужно, т.е. окружить их благоприятной для изучения и в то же время безопасной средой, людьми, которые будут своевременно реагировать на их эмоциональные и интеллектуальные потребности. Наука о мозге подтверждает то, что мы все уже давно знаем: дети нуждаются в любви и поддержке, в людях, которые поют им, обнимают их, разговаривают с ними, читают им, а не просто мелькают перед глазами.
Наш комментарий.
Какой вывод из этого всего мы делаем? Надо активно "будить" мозг ребенка начиная с его рождения и до 3 лет, а после трех лет и до 10-11 - активно поддерживать и укреплять созданные связи! Не забывайте об этом, а то у нас "крупные специалисты" по раннему развитию уделяют всё свое драгоценное внимание возрасту до 3 лет, а потом у них ребенка как-то вроде бы и не существует :). Но он у нас с Вами-то никуда не девается, правда? :)
Поделиться своим мнением о вышесказанном Вы можете на форуме
По книге Джеки Силберг. 125 развивающих игр для детей от 1 до 3 лет
• Дети, окруженные любовью и заботой, легче переносят стрессовые ситуации, вырабатывая в организме меньше кортизола - гормона, негативно воздействующего на обмен веществ, иммунную систему и мозг.
• Тембр голоса и выражение лица ребенок понимает прежде слов. Эмоциональная составляющая неотделима от любой учебы.
• Эмоциональная связь, развивающаяся между вами и вашим ребенком. В будущем скажется на его успехах в учебе.
• Родители и воспитатели имеют очень много возможностей повлиять на интеллектуальное развитие ребенка. Для этого не нужна скучная и гнетущая учеба, нужно лишь создавать атмосферу, богатую полезными переживаниями.
• Выражая различные эмоции, вы стимулируете мозг. Эмоции приводят к высвобождению в организме химических веществ, которые помогают мозгу запоминать различные чувства и события, ассоциирующиеся с этими эмоциями.
• То или иное событие дети запоминают легче, если оно эмоционально окрашено.
• Привязанность между детьми и родителями биологически настроена на постоянное укрепление эмоциональных уз.
• Двумя важнейшими предпосылками умственного и эмоционального развития ребенка являются опыт и привязанность к любящим взрослым.
• По мнению психиатра Брюса Пери из медицинского колледжа Бейлора, если ребенку в первые годы жизни не хватает заботы и ласки, в дальнейшем у него могут возникнуть трудности во взаимоотношениях с близкими людьми.
• Ранние детские переживания оказывают очень сильное воздействие на мозг, предопределяя, насколько сложной будет сеть нейронов в дальнейшем.
• Теплые отношения и пение основательно подготавливают ребенка ко всем испытаниям, которые ждут его в жизни.
• Выделение в мозгу эндорфинов под воздействием положительных эмоций укрепляет существующие нейронные связи.
• Число мозговых связей резко возрастает, когда ребенок воспитывается в атмосфере, богатой увлекательными играми и переживаниями.
• Прикосновения стимулируют выделение мозгом важных гормонов, способствующих росту ребенка. Ваша любовь - не только ключ к созданию нерасторжимых уз между вами и вашим ребенком; ее проявления влияют также и на формирование нервных связей.