Скрытый народец - глава 5, заключение

Jan 19, 2009 02:50

Я, как всегда, хлопаю ушами. Когда-нибудь обязательно забуду по рассеянности и голову. Короче, в прошлый раз под видом главы 4 (про соблазнительниц) опубликовала главу 5. Теперь все поправила. Кто хочет читать главу 4, милости прошу irbite.livejournal.com/13565.html  А здесь - глава 5 плюс заключение.

Глава 5. Характеристика «местоообитание» и ее связь с происхождением образа


Анализируя предания, можно выделить четыре локуса, ассоциируемых со «скрытым народцем». Во-первых, это холм (”haug”) или гора (”berg”). Аналогичным образом локализуются и фэйри, - впрочем, их, как и huldrefolk , можно было встретить и в других местах, в то время как ирландские сиды жили только в холмах. Орнульф Ходне полагает, что представление о холме как доме «скрытого народца» восходит к культу предков и их могильных курганов. Исследователю также представляется возможным, что люди поклонялись отдельным местам в природе из-за их необычного вида, и эти места объявлялись обиталищем покойного в следующей жизни. В то же время сиды, которые, как мы знаем, жили исключительно в холмах, считались не покойными предками людей, но богами предшествующего поколения еще в языческие времена. Несомненно и то, что символика царства мертвых сопутствует обитателям холмов как в ирландской, так и в британско-кельтской традиции. Любимый цвет фэйри и сидов - зеленый (у кельтов - цвет, ассоциируемый со смертью); в предании о детях, пришедших из некоего «сумеречного» (”with all-pervading twilight”) мира под названием «страна Св. Мартина» через пещеру в скале, сообщается также, что их кожа была зеленого цвета и поначалу они не ели ничего, кроме бобов - традиционной пищи мертвых. Вполне возможно, что холм/гора был не столько обиталищем «скрытого народца», сколько путем, через который можно было проникнуть в нижний мир - место обитания, естественное как для мертвых, так и для поверженных богов. Вообще гора в мифологии - вариант трансформации мирового древа, и «если божественные персонажи связаны с вершиной горы, то отрицательные персонажи (злые духи, разного рода подземные гномы, поверженные чудовища, змеи, драконы, титаны, принадлежащие к поколению, которое старше богов) обычно связаны с низом горы или даже ее внутренностью, уходящей в подземное царство» [МНМ 311].

Неслучайно в преданиях, локализующих «скрытый народец» внутри горы, присутствует обычно и мотив похищения (bergtekning), в то время как в преданиях, поселяющих «скрытый народец» в некоем параллельном мире без упоминания горы (второй тип локусов), речь идет о чем-то более приятном для людей. Например, о помощи попавшему в  снежный буран охотнику; случается, что хозяева хотят просватать за человека свою дочь - красивую и богатую невесту, которая принесет в семью мужа процветание. Такие действия позволяют предположить, что перед нами - духи предков, заботящиеся о потомках, а не вытесненные в нижний мир дохристианские мифологические существа.

Согласно третьему типу локализации, «скрытый народец» живет, невидимый, на одном хуторе с людьми и пользуется теми же хозяйственными постройками. Тогда такому хутору обеспечено процветание, -  естественно, при соблюдении добрососедских отношений. Под добрососедскими отношениями подразумевается, что люди соблюдают некоторые правила - поддерживают порядок и чистоту, не шумят по вечерам; в некоторых случаях для невидимых надо было оставлять немного каши или молока. Налицо сближение образа «скрытого народца» с представлениями о домашних духах - домовых в русской традиции, или, скажем, ларов и пенатов у древних римлян. Последние были, как известно, духами предков, оставшихся в доме и охраняющих его. Это существа более низшего порядка, нежели «духи страны», с которым Орнульф Ходне связывает происхождение huldrefolk, - так сказать, предки под рукой.

Четвертый и последний локус - некие таинственные острова посреди моря. Увидеть их с их обитателями мог лишь добродетельный человек, причем обычно в ситуации смертельной опасности, когда таинственные незнакомцы приходили ему на помощь. Потом благодетели могли показать спасенному свой остров - богатое и плодородное место. В этой связи нелишним будет упомянуть об одном из вариантов потустороннего мира в кельтской мифологии - Островах Блаженных, «где остановилось время, царит изобилие и молодость» [МНМ 1, 635]. Таким образом, перед нами опять отголоски представлений о предках-защитниках, характерных в дохристианскую эпоху.

Заключение


Как мы убедились, в образе «скрытого народца» в норвежской фольклорной традиции нашли отражение представления, относящиеся к различным аспектам языческих верований. В христианскую эпоху языческие боги и языческие культы оказались вне закона, тогда-то всем нехристианским явлениям и стали приписывать демонические черты. Вне всякого сомнения, культ предков является одним из важнейших источников происхождения образа «скрытого народца», на что указывают сходство внешнего облика (человеческий), функций (помогать людям и оберегать их), локализация и некоторые ассоциируемые с huldrefolk  мотивы. Помимо уже рассмотренных, можно упомянуть и мотив ”elletre” - дерева, принадлежащего «скрытому народцу», порубка которого может привести к очень неприятным последствиям. Дж. Фрэзер, опираясь на обширный этнографический материал, связывает представления о «волшебном дереве» опять-таки с культом предков. Однако не все черты современного образа «скрытого народца» могут быть объяснены через культ предков. Нам удалось выделить мифологический источник: в случае с кельтско-британской и ирландской традицией это - языческие боги старшего и младшего поколений; в случае с норвежской - духи срединного мира альвы, смешиваемые с ними подземные духи - цверги, и в какой-то мере великаны - йотуны (в свою очередь соотносящиеся с богами старшего поколения). Наконец, получивший наибольшую известность образ хюльдры-соблазнительницы напрямую не связан ни с одним из названных выше источников, и его происхождение остается невыясненным.

За рамками данного исследования оказались и так называемые «бродячие сюжеты», сопровождающие «скрытый народец» в различных фольклорных традициях - например, мотив похищения у жителей холма волшебного рога (вариант - серебряного кувшина), мотив приглашения к «подземным» повитухи, представление об особой музыкальности «скрытого народца». Было бы интересно проследить происхождение этих мотивов и их связь с основным образом.

Кроме того, при всем своем сходстве у «скрытого народца» разных фольклорных традиций существуют и значительные различия (например, норвежские huldrefolk  занимаются крестьянским трудом, а в кельтско-британской и ирландской фольклорных традициях больше похожи на дворян). Выделение и объяснение причин этих различий может стать темой отдельного исследования.

Список сокращений:

ØH - Ørnulf Hodne, ”Vetter og skrømt”

EH - Eivind Heide, ”Huldra og annen trollskap” (сборник преданий и быличек)

ДЗ - Д. К. Зеленин, «Очерки русской мифологии»

КП - К.А. Пономарченко «Опыт изучения мифологических персонажей в Мани» (дипломная работа)

МНМ - «Мифы народов мира», энциклопедия в 2-х тт.

Также использовались:

Alexander M. “British folklore, myths and legends”

Asbjørnsen P.C., Moe J. ”Samlede eventyr”

Bergh H. “Folke- og huldreeventyr”

Briggs K.M. ”A dictionary of fairies”

Bø Olav ”Norske segner”

Ellis P.B. “A dictionary of Irish mythology”

Falk, Torp ”Norsk etimologisk ordbok”

Фрэзер Дж. Дж. «Золотая ветвь»

Английские народные баллады

Различные норвежские баллады, предания и былички, включенные в сборники см. выше и проч.

"скрытый народец", фольклор

Previous post Next post
Up