Товарищ клиент или как формируется цена на иллюстрацию. Длинопост!

Jun 09, 2015 23:01

Оригинал взят у twins_nika в Товарищ клиент или как формируется цена на иллюстрацию. Длинопост!

Когда я только начала заниматься иллюстрированием, то много времени тратила в поисках ответа на вопрос - сколько же стоит иллюстрация? Как формировать цену на свой труд?
Спустя время, я пришла к выводу, что очень много написано для иллюстраторов (и это, конечно нужно), но мало написано для клиентов. А вот для них как раз бы и стоило подробнее описать из чего же складывается работа над картинкой, а следом показать почему эта работа столько стоит.

Эту статью я написала основываясь только на своём опыте работы с клиентами. Если у вас есть дополнения - прошу в комментарии.
Так сложилось, что на российском рынке, иллюстратор чаще всего воспринимается как некая творческая натура без царя в голове, рисующая по мановению музы и за кусочек хлеба. И как адекватно оценить работу этого человека? Поэтому начнем разбираться по порядку.

Кто же такой иллюстратор?
Для многих людей слова "художник", "иллюстратор", часто и "дизайнер" - это синонимы. На самом деле, два этих понятия далеки друг от друга. Так же как психолог и психиатр. Прежде чем записаться на приём, задайтесь вопросом - вам к кому? :)

Если художник - это свободный творец (Разве называют Васнецова или Дали - иллюстраторами? Не думали почему?). То работа иллюстратора - это всегда работа по четкому ТЗ. Почему я написала «четкое», потому что иллюстратор должен то, что находится в голове клиента, перенести и подать на бумаге. И расплывчатые фразы вроде - "Вам виднее, Вы же художник", здесь неуместны.  Если клиент сам не представляет, что он хочет видеть, то человек задача которого проиллюстрировать, точно так же не видит, что в конечно счете должно получиться. К слову, книга - это тоже четкое ТЗ для иллюстратора. Здесь автор описывает, что он видит. Иллюстратор этот взгляд и мир переносит на бумагу, чтобы увидели ещё и другие.
Художник-иллюстратор - человек, который рисует картины для себя, под настроение и желание, и занимается иллюстрацией, то есть работает на заказ. Рисует для других людей.




Как проходит процесс работы?
Теперь когда внесли ясность, кто есть кто, остановлюсь на процессе создания самой иллюстрации. Кратко его описать не получиться, но я буду стараться. Процесс обычно состоит из нескольких этапов - обсуждение, разработка идей, подготовка чернового эскиза и отрисовка.

Вот здесь внимание, товарищ клиент, всё это требует времени. А время - это деньги. Мы подошли к первому этапу формирования цены на иллюстрацию.
Если вы не обратились в издательство или агенство, где работа иллюстратора нормирована заработной платой, то в остальных случаях, расчет всегда идет по часовой ставке. У каждого иллюстратора она своя. Всё зависит от опыта. Я часто сталкиваюсь с таким заблуждением у клиентов, что чем опытнее иллюстратор, тем быстрее он отрисует картинку и значит стоить будет дешевле.

А теперь для сравнения) Когда вы идете к квалифицированному врачу и платите за приём 2000 рублей, вы не думаете, что раз опыт у него большой, то значит он должен стоить дешевле?:) Если бы всё в мире строилось по такому принципу, то молодые специалисты должны были бы зарабатывать втрое больше квалифицированных. Они же времени много тратят на работу.

Опытный иллюстратор просит за свою работу больше, потому что он уже научился её оценивать достойно. Начинающие иллюстраторы чаще тратят на работу времени больше, чем за неё получают. Но это время заказчику не оговаривается. Поэтому клиент остается в недоумении. Вот Вася нарисовал мне картинку за 5 часов (а в реале за 40) и попросил 3000, а Федор Геннадьевич рисует за 3 часа и просит 10 000.
Пример, условный. Хорошая иллюстрация за 3 часа не рисуется. Почему?

1. Обсуждение.
Как бы это не казалось странным, но на этот этап порой уходит достаточно много времени. Товарищ клиент, это время тоже имеет свою цену.
Я включаю время переписки в стоимость работы. И не обсуждаю тонкостей, если вижу, что клиент пока не собирается пользоваться моими услугами, как иллюстратора.

Конечно, целиком отказаться от этого не возможно. Но я стараюсь сводить это к минимуму. Если я буду общаться с каждым написавшим, обсуждая его планы и идеи, просматривая массы ссылок, а в итоге мы мило распрощаемся, то кто оплатит мне моё потраченное время?
Ко всему, обсуждение это процесс, который длиться на протяжении всей работы.

Пример. На данный момент я работаю над иллюстрацией книги. Сейчас мы закончили с клиентом отрисовку обложки. За весь период, начиная от согласования размера и заканчивая конечным вариантом я отправила 21 письмо. Если предположить, что в среднем на 1 письмо уходит 10 минут (вы не просто пишите письмо, вы ведете диалог, объясняете, обсуждаете, выбираете, читаете ответы клиента), то это 3,5 рабочих часа.

2. Разработка идеи.
Один из самых интересных и сложных этапов. Самая что ни на есть аналитическая работа. Тонкости этого этапа описать за пару предложений не возможно. Достаточно будет сказать, что здесь нужно придумать как подать ваш текст так, чтобы погрузить читателя в происходящее, или вызвать у него какие-то ассоциации, возможно заставить улыбнуться или показать сарказм (вспомните журнал "Крокодил" популярный во времена СССР). Всё это будет влиять на интерес к вашей книге (журналу, статье) и востребованности её на рынке.
Очень хорошо можно прочувствовать этот этап, если прочитать книгу Натали Ратковски "Профессия иллюстратор". Написана она очень легко, и человеку, который ни разу не рисовал, позволит окунуться в тонкости этой профессии.
И снова пример. Разработка идей на обложку у меня заняла около 3 часов.

3. Подготовка чернового эскиза.
Фактически это отрисовка всей иллюстрации без цвета.
Это означает построение композиции рисунка, проработка фонов, главных персонажей (если они есть) и т.д.

Многие ошибочно считают, что если человек рисует много и долго, он должен за 10 минут изобразить любой объект. Будь то трактор или лошадь. Это не так. Иллюстратор знает основы построения фигуры, этого ему достаточно чтобы в дальнейшем изобразить требуемый объект. Но прежде чем это сделать, нужно найти необходимую информацию о нём. Подобрать нужный ракурс. Иллюстратор не обязан знать как выглядит лошадь, присевшая у куста смородины в реверансе). Это и есть работа с референсами.

То же самое относится и к проработке героев (если речь идет о книге), персонажей иллюстрации. Иллюстратор может рисовать уже десятую мышь, которые имеют одинаковое строение и физиологию. Но характер каждой мышки иллюстратору нужно создать. Иначе вы получите книжку из клип-артов, где все герои-близнецы.
Часто, следом за эскизом в карандаше, необходимо сделать цветовой вариант эскиза. Чтобы определиться с настроением будущей иллюстрации.
На проработку эскизов может уходить и несколько месяцев. Посмотрите на работы Ольги и Андрея Дугиных, неужели можно подумать, что на разработку одной такой иллюстрации уйдет пара дней?

В моем случае, обложка не состояла из большого количества деталей, но предполагала наличие двух главных героев. Отрисовка чернового и цветового эскизов заняла - 8 часов 20 минут. Если работа предполагает хорошую детализацию, то время, которое иллюстратор затратит на этом этапе, возрастёт.  То же самое относится к формату иллюстрации. Мои плакаты, размеры которых были с лист ватмана заняли у меня несколько дней ( Учимся считать, Секретный сад).

Сейчас, если вы дочитали до сюда, возможен возглас возмущения - «Зачем рассказывать о том как много всего Вам приходиться, бедным иллюстраторам делать? Это же Ваша работа!»
Я очень рада, что у Вас, товарищ клиент, приходит осознание того, что рисование - это работа. Мы движемся в нужном направлении:)
Едем дальше.

4. Отрисовка
Здесь в целом всё уже понятно. Иллюстрацию, если она предполагает цвет, начинают отрисовывать в цвете. Если предполагается черно-белое изображение отрисовывать контурный рисунок.

Сколько это займет, опять же во многом зависит от опыта и стиля художника.

Очень часто у меня бывают такие случаи. Клиент присылает пример иллюстрации, которые он бы хотел видеть, с оговоркой, что вот здесь мало деталей, один персонаж и фон, времени (=денег) много не требуется. При этом в примере, который прилагается, работы заслуженных и известных художников, которые не смотря на то, что нарисовали одного персонажа, проработали его максимально детально (одним из последних таких примеров, мне прислали работы Евгения Антоненкова). По сути, часто вся книга обладает большей ценностью именно за счет иллюстраций, выполненных иллюстратором, а не из за текста. Подумайте, почему именно её вы выбрали из такого множества книг?

Стиль таких иллюстраций - это годами отработанный опыт. Здесь я хочу дать совет, товарищ клиент. Если вам понравился стиль иллюстратора/художника, идите к нему, и заказывайте иллюстрации именно у него. Копирование чужого стиля, подстройка под чужой стиль - это всегда трудоёмкая задача. И будьте готовы или много за неё заплатить, или долго ждать, при этом результат не гарантирован.

Пример. Отрисовка обложки в цвете у меня заняла - 8 часов 35 минут.

Итог: обложка была нарисована за 23 часа 25 минут. Это почти 3 рабочих дня.

А теперь весёлый счет:) Квалифицированный специалист с хорошим опытом работы (не зависимо от области его работы) ориентировочно должен получать от 1000$ в месяц. Предположим, что это нижняя планка в условиях роста цен. Отсюда не сложно посчитать, что часовая ставка будет составлять около 6,25$ (160 рабочих часов). 23 часа 30 минут (округлила для удобства счёта) - это примерно 147$, что составит 8 232 рублей по текущему курсу.
(Оговорюсь, что это нижняя планка цен. Потому что расчет стоимости фрилансера ещё обсулавливается тем, что он не работает на постоянной ставке. Следовательно, его зарплата формируется из количества заказов, которые он может выполнить за месяц.)

Не стоит забывать об авторском праве, которое тоже накладывает свою стоимость на работу. Если вы хотите получить полные авторские права с отторжением - это увеличит стоимость иллюстрации.

Соответственно, удобен и обратный счет. Если вы оговариваете, что за данную работу вы можете заплатить только 2 000 рублей, но вам обещают на выходе полноценное изображение, посчитайте примерный заработок иллюстратора и вы увидите какого уровня специалиста вы нанимаете.
Либо иллюстратор имеет дополнительную работу, а значит сроки на ваш заказ будут зависеть уже от других факторов.

Хочется еще вспомнить такое любимое ваше, товарищ клиент: «У меня 20 иллюстраций и такая цена для меня дорогая.» Я понимаю, что мы всегда считаем свои деньги, это хорошая черта характера:) но, иллюстрация - это работа, требующая времени. Как вы уже поняли. Насколько вы цените своё время? Как много вещей вы согласитесь сделать бесплатно? Иллюстрирование - это не рынок, понятие «оптом» здесь не уместно. Исходите из бюджета, который у вас есть. Если его хватает на две иллюстрации, пусть они будут лучше две хорошие, чем сорок ни о чем. Такую книгу вы сами не захотите купить.

Я надеюсь, что мне удалось немного внести ясность в ценообразование в сфере иллюстрации. И, возможно, кому-то помочь оценить работу своих специалистов. Хороших вам исполнителей, товарищ клиент. А иллюстраторам - достойных зарплат и оплат:)

P.S. Фотография в заголовке поста - мой новый продукт на Creative Market. Забегайте - https://creativemarket.com/NinaDolgopolova/288160-Exotic-fruits-in-woodcut-style :)
Previous post Next post
Up