Ветеран Великой Отечественной войны полковник в отставке Альберт Исаакович Гофман был призван в Красную армию Куйбышевским РВК Москвы в 1939 году. Воевал в составе 14-й воздушной армии на Волховском и 2-м Белорусском фронтах. Служил штурманом эскадрильи, участвовал в операции «Искра» по прорыву блокады Ленинграда. На его счету - 450 боевых вылетов. Всего же в Вооружённых силах Советского Союза Альберт Исаакович служил 34 года, с 1939-го по 1973 год.
Гофман дежурил по роте в Ивановской высшей школе штурманов, когда на рассвете 22 июня 1941-го была объявлена боевая тревога, по которой весь личный состав должен быть собран в гарнизоне, а самолёты приведены в боевую готовность. «Утром мне приказали всех обойти и оповестить о срочном приходе в школу. День был воскресный, погода чудесная. Никто не спешил выполнять приказ, некоторые даже предлагали чаю попить или что покрепче», - вспоминает Альберт Исаакович.
О том, что Германия напала на Советский Союз, в Ивановской высшей школе штурманов узнали в 12 часов дня вместе со всей страной из объявления Молотова по радио.
Исправные самолёты свели в один боевой полк, экипажи сформировали из более опытных лётчиков и штурманов. Начались боевые вылеты с северного ивановского аэродрома. Молодых слушателей не допускали к полётам, но они осаждали командиров с рапортами об отправке на фронт.
В конце октября 41-го 10 человек, в том числе и Гофмана, направили в Ташкент в распоряжение командующего Среднеазиатским военным округом.
В ожидании назначения в Ташкенте у Альберта Исааковича произошла встреча с сыном Иосифа Сталина Василием, который приезжал в округ с проверкой. «Майор Василий Сталин-лётчик с большой буквы. В нём чувствовался размах, сила», - прокомментировал ветеран.
Позднее Гофман был отправлен на Волховский фронт. Первые фронтовые полёты были самыми сложными. «Среди боевых задач были и полёты в тыл противника по спецзаданиям.
В одну из февральских ночей 1942 года на поддержку наступающей южнее Ленинграда 2-й ударной армии с нашего аэродрома вылетело 13 экипажей 657-го авиаполка, а после выполнения боевого задания возвратилось только пять, в том числе и наш экипаж», - рассказывает Альберт Исаакович.
В 1942-43 годах Гофман был штурманом звена, затем - эскадрильи ночной лёгкой бомбардировочной авиации. На самолётах ПО-2 бомбили и обстреливали врага, доставляли на линию фронта разведчиков и партизан, оттуда увозили раненых, вели разведку, транспортировали грузы и важные документы…
В декабре 1942-го для прорыва блокады Ленинграда была создана специальная авиагруппа для ночных действий.
«Ленинград был у нас главной заботой. При подготовке операции и с началом наступления войск Волховского фронта мы делали по четыре-пять боевых вылетов за ночь, в районах севернее Сенявино и на южном берегу Ладожского озера бомбили и обстреливали фашистов. При полёте к линии фронта иногда заходили с севера, с озера, летели над ледовой Дорогой жизни и видели, какое там было интенсивное движение в обе стороны».
В ходе операции «Искра» войска Ленинградского и Волховского фронтов постепенно приближались друг к другу. Днём 18 января 1943 года стало известно, что блокада прорвана, войска фронтов соединились. Но это была не окончательная победа, до полного снятия блокады оставался год. И ещё два с половиной года до Великой Победы. Её в мае 1945-го капитан Гофман встретил в Германии, а в сентябре того же года поступил в Военно-воздушную академию.
Альберт Исаакович Гофман имеет боевые награды: три ордена Красной Звезды, орден Красного Знамени, орден Оте-чественной войны II степени, медали «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За оборону Ленинграда» и множество других.
Ольга СКВОРЦОВА,
фото автора
http://www.admtroitsk.ru/index.aspx?oid=114099http://poslanie70.ru/gofman/ UPD: К сожалению, Гофмана не видно среди приглашенных ветеранов на м=праздниный митинг в Троицке: