Я тут записалась ходить раз в неделю на групповую психотерапию. (А почему нет? Мне интересно про себя новое узнавать)
Ну и вот, действительно, об других участников легче обнаруживать свои слепые пятна, видеть, где коммуникация буксует и не работает.
Пошла выяснять, как фиксить разные баги.
И вот что интересненького надумала для себя. Поскольку мне лучше всего заходят метафоры, то с них и зайду.
Общение можно представить как игру в мяч. Если я кидаю мяч слишком резко или слишком тяжело, второй человек может его не поймать или даже испугаться. Если же я подаю мяч мягко, другому проще его принять и продолжить игру.
Агрессия (даже в пассивной форме) и обвинительный тон это - реакция на стресс, проявление инстинкта "Бей / беги", по сути - желание спастись и защититься. Оно немедленно включает у второй стороны зеркальные нейроны и взаимное нападение / отторжение.
А это ведет в усиляющуюся спираль неприятия. Если об этом помнить, то реже будешь получать рикошетом в лицо.
Или другая метафора:
Выражение эмоций - это как рисование картины. Когда я описываю свои чувства, я рисую на полотне свою картину мира, которую другой человек может увидеть.
Если же я начинаю обвинять, это как будто я брызгаю красками в другого, ожидая, что он догадается, что я имел в виду. Лучше учиться создавать картины, а не плескать краской друг в друга.
Поэтому вместо "Ты"-утверждений (типа: ты нарочно меня провоцируешь), эффективнее использовать "Я"-сообщения.
Сказать что-то вроде:
«Я чувствую, что твой тон и слова вызывают во мне раздражение, обиду и желание защитить себя. Можешь объяснить, что ты на самом деле хочешь донести, когда так говоришь?
Это позволяет обозначить границы, признать свои чувства открыто (но без обвинений) и прояснить ситуацию, не атакуя собеседника.
* * *
Вот рефрейминг-проработка некоторых черт, воспринимаемых, как слабости - но с позитивным взглядом, плюс подходящие метафоры для восприятия, а также позитивное качество, связанное с каждой "слабостью".
1. Слишком выская чувствительность к конфликтам и страх быть втянутым в них.
Позитивное качество: Высокая эмпатия и способность чувствовать напряжение. Вы способны улавливать настроение и предотвращать конфликты до их обострения.
Рефрейминг: «Моя чувствительность - это дар, который позволяет мне замечать то, что другие упускают. Я могу использовать её, чтобы создавать гармонию и учиться взаимодействовать в трудных ситуациях, оставаясь спокойной.»
Метафора: «Я как нежный барометр, который точно показывает изменения в атмосфере. Если я научусь регулировать свои реакции, я смогу не только замечать изменения, но и предлагать, как сделать воздух чище и легче.»
2. Страх ошибиться и получить негативную оценку себя.
Позитивное качество: Стремление к качеству. Вы заботитесь о своей работе и цените, как выглядите в глазах других. Так же есть готовность учиться, любознательность. Вы воспринимаете ситуацию как возможность совершенствоваться.
Рефрейминг: «Мой страх ошибок говорит о том, что я стремлюсь расти сверх быстро. Я могу начать смотреть на ошибки как на неизбежную часть пути - каждая из них делает меня более опытным. Мой страх ошибок напоминает мне, что я живой человек, а не машина.»
Метафора: «Я как ученый, который ставит эксперименты. Даже не тот результат, который я ожидал, приближает меня к пониманию нового и чего-то важного.» Или
«Я как художник, который иногда делает неидеальные мазки, но это делает картину живой и уникальной.»
3. Страх быть искренним и открытым.
Позитивное качество: Чувство самосохранения и осознание границ. Вы заботитесь о своей безопасности и хотите избегать боли.
Рефрейминг: «Мой страх уязвимости - это сигнал о том, что я ценю свою искренность. Я могу научиться делиться ею в безопасной обстановке, что поможет мне установить более глубокие связи.»
Метафора: «Я как драгоценный камень, который скрывается в шкатулке, но если открыть доступ к нему, он засияет и вдохновит окружающих.»
4. Я пугаюсь, когда на меня агрессивно повышают голос, мне хочется убежать или согласиться.
Позитивное качество: Миролюбивость и желание избегать насилия. Вы стремитесь к гармонии и хотите сохранить хорошие отношения.
Рефрейминг: «Мой страх показывает, что мне важно сохранять мир. Но я могу научиться устанавливать границы мягко, с уважением к себе и другим.»
Метафора: «Я как город с открытыми воротами. Если я добавлю вокруг центрального замка ров с подъемным мостом и научусь поднимать его при необходимости, моя обитель останется гостеприимной, но будет защищена.»
5. Страх зависимости от суждения неважных для меня людей.
Позитивное качество: Стремление к социальному одобрению и гармонии. Вы цените связь с окружающими.
Рефрейминг: «Моя зависимость от мнения показывает, что я стремлюсь к связи с людьми. Я могу научиться отделять важное мнение от неважного и сосредотачиваться на том, что по-настоящему для меня значимо.»
Метафора: «Я как садовник, который раньше поливал все растения подряд. Теперь я учусь уделять воду тем, что дают плоды.»
6. Страх быть ненужным, неважным и неуважаемым.
Позитивное качество: Стремление приносить полезный вклад. Вы хотите чувствовать, что ваши действия приносят пользу.
Рефрейминг: «Мой страх быть ненужным говорит о том, что я хочу значить что-то для людей. Я могу начать с того, чтобы значить что-то для себя, и этот внутренний свет привлечет других.»
Метафора: «Я как солнце, которое может светить независимо от того, обращают ли на него внимание. Его свет важен сам по себе.»
PS Вдогонку про то, как проявлять себя аутентично - под катом
Умение говорить НЕТ в ответ на неприемлемую просьбу:
Ситуация 1: Коллега просит вас взять на себя часть его работы, хотя вы чувствуете, что это нарушит ваш баланс между работой и личной жизнью.
Аутентичное поведение:
«Я ценю, что ты обратился ко мне за помощью, но сейчас я не могу это сделать. У меня свои задачи, которые требуют внимания. Надеюсь, ты понимаешь.»
Почему это аутентично: Вы честно выразили свои чувства и границы, при этом сохранили уважение к просьбе другого человека.
Метафора для себя: «Я как дерево: мои корни крепки, потому что я знаю свои ценности, и я не позволяю ветру согнуть или сломать меня, когда это противоречит моей природе.»
Умение публично признать ошибку:
Ситуация 2: Вы выступаете на встрече и случайно упоминаете неверный факт. Вы замечаете это сами или вам на это указывают.
Аутентичное поведение:
«Я только что заметил, что ошибся. Спасибо за поправку. Это важно, и я рад, что теперь у нас есть точная информация.»
Почему это аутентично: Вы не пытались скрыть ошибку или оправдаться, а признали её открыто, сохраняя уважение к себе и аудитории.
Метафора для себя: «Я как чистая вода в ручье: даже если на поверхности появляются волны и листья, они не меняют её сути - она остается прозрачной.»
Умение дать запрошенную обратную связь
Ситуация 3: На собрании коллеги обсуждают проект, который вы считаете неэффективным. У вас другое мнение, но вы опасаетесь, что оно будет воспринято негативно.
Аутентичное поведение:
«Мне важно поделиться своей точкой зрения. Я вижу этот проект немного иначе. Можно я объясню, как я это вижу? Может быть, это откроет новые возможности для нас.»
Почему это аутентично: Вы выразили своё мнение без агрессии, с готовностью к диалогу, уважая мнение других.
Метафора для себя: «Я как маяк: я освещаю свой путь, но не ослепляю тех, кто рядом.» или "На моем радаре, работающем в определенном спектре, картина видна по-своему."
В ситуации, когда знакомый просит оценить его творчество, которое вам не нравится, но вы не хотите его ранить:
«Я вижу, что вы вложили много усилий и души в это. Думаю, это больше для людей, которые любят такой стиль. Я, возможно, не совсем целевая аудитория, но у вас есть своё уникальное видение, это важно, и мне интересно понять, что вас вдохновило.»
Метафора для себя: «Чужое творчество - как редкий цветок: он может не подходить для вашего сада, но это не значит, что он не прекрасен в глазах других.»