(по следам занятий на литературном онлайн-курсе с
https://bandband.ru/)...
Внимание! Все приведенные советы
не подходят корыстным бумагомарателям
и обращены только к истинным творцам!
Страх чистого листа / Отсутствие вдохновения
Эти страхи преодолеваются очень просто. Если вас «укусил писатель», то надо дождаться, когда воспаление от укуса начнет чесаться. Терпите сколько можете.
Когда зуд станет невыносимым и перекроет ваши страхи (не раньше!), разрешите себе побежать в направлении стола, достать бумагу, схватить ручку и расслабиться.
Вместо неприятного страха вы испытаете облегчение, смешанное с острым удовольствием.
Истинный писатель бывает подобен алкоголику, жаждущему выпить хоть бы и политуры. Порой он может судорожно метаться в поисках любого клочка бумаги, хоть бы и грязной салфетки в кафе, лишь бы успеть схватить это «прекрасное мгновение».
Страх, что вас будут отвлекать во время процесса,
особенно в момент вдохновения
Писателю, которого грубо вырвали из упоительного потока, бывает ужасно трудно заново поймать «ту самую» эмоцию и «те самые» слова. Попытки воспроизвести их постфактум оставляют лишь горькое послевкусие, как от дешевого маргарина.
Чтобы избежать этих мучений, заранее создайте ритуал или опознавательный знак для внешнего мира. Некий сигнал, что подходить и отвлекать вас в этот период нельзя.
Например, вешайте на спину знак: «Не беспокоить. Убьет.»
Можно нацепить черные очки на затылок или надеть на голову какую-нибудь высокую шапку, желательно дикого вида, чтобы бросалась в глаза.
Главная идея - предупредить окружающих, что приближаться опасно.
Далее. Научитесь страшно рычать и лягаться, не оборачиваясь и не переставая писать.
Любого нарушителя надо хорошенько напугать, чтобы выработать у него правильный условный рефлекс. Это поможет создать вокруг вас постоянную защитную зону с радиусом, не меньше вытянутой ноги.
Главное - успеть запечатлеть на бумаге сияющие в голове картины.
Лень-матушка и писательский блок
Если вы хотите писать, но почему-то занимаетесь чем угодно, только не писательством, успокойтесь. Знайте: в этот момент ваше бессознательное делает важное дело.
Оно варит будущий текст.
Замысел должен настояться, как тесто. Созреть, подняться, снести крышку. И вот когда слова полезут из головы, подобно волшебной каше из горшочка, тогда прокрастинация позорно отступит сама собой. (см. пункт первый про чистый лист).
Страх идеального образа будущего текста
Необходимым условием для преодоления этого страха является насыщенная приключениями жизнь и свой богатый опыт.
Допускается также глубинное погружение в невероятные события, произошедшие с другими людьми. Либо навязчивые фантазии и воспаление воображения.
Один из залогов успеха - ощущение, будто если вы не напишете то, что распирает изнутри, вас просто разорвет.
Достаточное условие - это нажористая тема и ценность содержания. Основной бульон должен быть сварен на мозговых костях.
Блюдо желательно приправить смесью драматизма, уникальности и щепоткой поучительности. Остальное - по вкусу. Помните, идеала не существует, ибо о вкусах не спорят.
Беспроигрышный пример - свидетельства о жизни знаменитых персон, особенно об их неизвестных почтенной публике приключениях…
Страх обидеть людей, про которых хочется написать.
Здесь есть три варианта:
Первое. Сделать их соавторами, либо договориться о вычитке перед публикацией.
Второе. Дождаться, пока им станет уже все равно.
Третье. Дождаться, когда вам станет все равно. (В смысле - посмертно).
Страх: а вдруг я графоман?
Это очень полезный страх, который не надо преодолевать, а наоборот, всячески беречь и лелеять. Во-первых, это полезно для профилактики заносчивости и снобизма.
Во-вторых, если вы боитесь, что вас начнут высмеивать и обзывать, приготовьтесь отвечать так:
- Кто графоман? Я?!! (Пауза). Да, я графоман! (Тут гордо выпятить грудь). А кто из знаменитых писателей им не был, пока не прославился? А Кафку и Стендаля сумели оценить вообще только после их смерти!
Разница между текстом графомана и не-графомана такая же, как в изобразительном искусстве между картиной-шедевром и не-шедевром. Только время и только широкая аудитория определяют ценность конкретного произведения.
Поэтому данный вопрос не должен заботить самого автора. На самом деле вопрос не к нему, а к потомкам.
Чем беспокоиться о ерунде, лучше потратить время и силы на создание своих произведений. Возможно, они переживут в веках и вас и тех, кто обзывался.
-------------
(С) И.Терентьева