Владимир Васильевич Лебедев (1891- 1967) - русский советский художник, признанный мастер плаката, книжной и журнальной иллюстрации. Лебедев вошел в историю отечественного искусства прежде всего как основоположник и классик советской графики.
В 1920-30-е годы художник создал множество станковых графических работ, ставших классикой ленинградского искусства того времени: cерии на "бытовые" темы -"Прачки" (1920-1925, гуаши, аппликации), серия "Панель революции" (1922, тушь), серии "НЭП" и "Новый быт" (середина 1920-х годов); cерии рисунков карандашом и тушью - "Натурщицы", "Балерины", "Акробатки"; живописные работы - "Натюрморт с палитрой" (1919), "Кофейник, ложка, кружка" (1920), "Пила и доска" (1920), "Рабочий у наковальни" (1920-21), серия "Контррельефы" (1920-1921).
Славу мастеру принесли и иллюстрации к детским книгам, в первую очередь к сочинениям С.Я. Маршака: "Мороженое", "Вчера и сегодня", "О глупом мышонке", "Цирк" (все - 1925), "Багаж" (1926), "Мистер Твистер" (1933), "Детки в клетке" (1952).
С конца 1920-х гг. и до 1957 года художник создал большое количество женских портретов, в том числе: "Портрет артистки Н. С. Надеждиной" (1927), "Девушка с кувшином" (1928), "Натурщица с мандолиной" (Мальвина Штерн; 1927), портрет художницы Нины Носкович (1934, известен также как портрет Нины Лекаренко), и другие. Живопись Лебедева в 1920-е годы определялась во многом его увлечением французским искусством: Пикассо, Ренуаром, Мане.
Хотя, по признанию самого художника, рисунок является более значимой частью его творчества, чем живопись, живописные картины Лебедева являются подлинными жемчужинами художественного наследия мастера. Произведения художника хранятся в Третьяковской Галерее, Русском музее, ГМИИ им. А.С. Пушкина, во многих музейных и частных собраниях России и ряда зарубежных стран.
С 1934 года начала расти серия лебедевских женских портретов. Они составляют именно серию, во многом подобную ранним графическим циклам, вроде «Акробатки» и «Танцовщицы». Каждый портрет представляет собой как бы звено в цепи экспериментов, направленных на творческое осмысливание и эмоциональное истолкование образа современной женщины. Примеры, вырванные из цепи, не могут дать представления о живописи Лебедева. Любая отдельная работа - это добросовестный реалистический этюд, в котором нет иной задачи, кроме правдивого воссоздания натуры.
(из книги: Петров В. Владимир Васильевич Лебедев. - Л., 1972. - С. 202-213.)
Обнаженная натурщица, 1936 г.
Обнаженная со скрешщенными перед грудью руками, 1937 г.
Портрет А.А. Салтыковой, 1954 г.
Портрет девушки, 1957 г.
Портрет девушки, 1956 г., графитный карандаш
Портрет женщины
Портрет А.С.Лазо, 1954 г. Холст, масло, 51 х 33 см
Женский портрет
Портрет К. Георгиевской, 1937 г.
Портрет М.П. Рит в голубом, 1935 г.
Сидящая натурщица, 1952 г.
Портрет С.Д.Лебедевой. 1936 г.
Портрет Т.В. Шишмаревой, 1935 г.
Портрет Т.Макаровой, 1943 г. Красноярский художественный музей им. В.И.Сурикова
Портрет художницы Нины Лекаренко, 1934
Рабфаковка с портфелем 1937 г.
Девушка с букетом, 1933 г.
Девушка с букетом, 1933 г.
Сидящая обнаженная, 1933 г.
Женский портрет, 1934 г.
Обнажённая натура, 1940 г.
Девушка с челкой, 1924 г. Холст, масло. 62х48
Женщина с гитарой, 1930 г.
Девушка с букетом, 1933 г.
Раздевающаяся под лампой
Стоящая натурщица, Аукцион "Антикварные сезоны"
Девушка с кувшином, 1928 г.
Обнаженная натурщица, 1937 г.
Женский портрет, 1937 г.
Обнаженная, намыливающая ногу
Оригинал публикации