Сходила на открытую лекцию "Образование будущего". Лекция мне показалась довольно бездарной, хотя для определенного состояния души возможно и вдохновляющей. Я периодически говорю о том, как я не люблю бизнес-тренеров за их подмену реального образования и здесь был именно такой случай. Много шоу, много вырванных из контекста примеров, зачастую совершенно неверно истолкованных, пафосный тон, как в аудиоверсии книги про транссерфинг реальности. Хотя я примерно этого и ожидала, посмотрев немного на профиль автора. Если интересно, то вот:
http://www.cityclass.ru/balahnin и вот
http://vk.com/ibalahnin.
Но дело не в этом.. Хуже другое.
Человек много и упорно учит и вдохновляет других, рассуждает об образовании будущего, о его методах, об университетах будущего и даже дает советы по самообразованию. Но совершенно не ставит перед собой вопрос о целях образования. Кому нужно учиться? Для чего нужно учиться? Кто является потребителем образовательного процесса и, соответственно, должен ставить запросы на образовательные программы. Когда я задала этот вопрос, он по путински ушел в сторону, но из ответа стало ясно, что главным потребителем образования для него является бизнес (хотя сам он таким вопросом не задавался). Это конечно логично для бизнес-тренера. Но в этом случае нужно говорить о бизнес-образовании. Я бы употребила здесь термин "ремесленничество". Он как раз сказал, что знания нужно использовать.
Использовать нужно ремесло. Фундаментальные знания нужны для составления картины мира со всеми вытекающими последствиями.
Да, я все больше понимаю важность рабочих определений и контекста.. У меня не было бы никакого негатива, если бы изначально было сказано, что речь идет о прикладных знаниях и навыках, требуемых в современном бизнесе. Тогда все выкладки воспринимались бы иначе.
Например, он рассказывал про какие-то образовательные социальные сети, в которых можно ставить лайки и дизлайки преподавателям, снижая их рейтинг. По-моему, для студента всегда хорош преподаватель красноречивый, поверхностный и не требовательный. Эти качества могут быстро поднять в рейтинге. А настоящий преподаватель там не имеет шансов.
Обидно в этой ситуации то, что в обществе сейчас реально назревает запрос на самообразование, люди начинают ходить на всякие лекции и наталкиваются там на таких бизнес-тренеров, которые вносят путаницу в целевые установки. Если человек уже задумывался о целях образования, он может отфильтровать всю шелуху. Если же это студент, который только что разочаровался в своем ВУЗе и в своей специальности, то он может после этого пополнить круг очередных креативных и амбициозных молодых людей, считающих, что верхом знания является умение работать в команде и способность разработать такую маркетинговую компанию, чтобы все потенциальные потребители сразу побежали в магазин за товарами. И, главное, он этим закроет свой появившийся запрос на образование и будет иметь повод для собственной гордости.