Юрий Решетников, Сергей Санников
ОБЗОР ИСТОРИИ ЕВАНГЕЛЬСКО-БАПТИСТСКОГО БРАТСТВА В УКРАИНЕ
Оп.: Одесса, Богомыслие , 2000, 246 с.
6.3.1. Возникновение баптизма в Бесарабии
Христианство в его православной форме, в широком масштабе стало насаждаться в Бесарабии только в XVIII веке после разгрома Турции в 1774 году и признания ею, по условиям Кучук-Кайнарджийского мира, покровительства России над Молдавией. Но особенно православная церковь укрепилась после побед Кутузова над турками в 1811 году и заключения Бухарестского мира в 1812 году.
Но вместе с тем, эти территории, удаленные от центральной церковной власти были хорошим местом религиозного убежища для так называемых "еретиков и сектантов", спасающихся от религиозных притеснений. Кроме того, большой приток колонистов-протестантов из Германии создавал в Бесарабии почву религиозной терпимости и плюрализма.
Баптистское пробуждение в Бесарабии проходило главным образом в среде молокан, которые в первой половине XIX века имели на этих территориях довольно крупные поселения. Основной силой пробуждения была деятельность книгонош, распространявших Священное Писание и духовные трактаты на доступном русском языке, которые пробуждали народ к размышлению. Кроме того следует отметить влияние пиетического пробуждения среди немцев-колонистов (лютеран) и их "штунды", т.е. библейские часы, во время которых разбирался текст Священного Писания, произносились молитвы и пелись духовные песнопения. Их пример также подготовил почву для появления баптистского движения в этом районе.
Безусловно, некоторое влияние имели экономические, этнографические и политические факторы, такие как природная склонность к духовным размышлениям, свободолюбие и свободомыслие живущих на этой территории людей, вольнонаемный труд, ограниченность и слабое влияние сословных традиций и т.д. Однако все они имели фоновый характер, поэтому мнение о том, что безземелье и тяжелые экономические условия заставили крестьян искать защиты у Бога, как это утверждалось во времена воинствующего атеизма, очень мало обосновано. Это признают сегодня и светские исследователи (Митрохин Л.Н. Баптизм: история и современность, с.223).
Главными причинами баптистского пробуждения в этом регионе, как и во всей Украине, можно считать действие Святого Духа и доступность Библии русскому читателю. В 1818 году на общедоступный язык были переведены и отпечатаны массовым тиражом четыре Евангелия, в 1822 году в свет вышла Псалтирь, к 1861 году, несмотря на яростное сопротивление православной церкви, был издан перевод всего Нового Завета, а к 1872 году и всего Ветхого Завета. Таким образом, Библия, как Слово Божье, одухотворенное Духом Святым, сделало возможным духовное пробуждение в Бесарабии.
Датой начала баптистского движения в Бесарабии очевидно можно считать 1870 г., в который была основана первая община в с.Чичма (современное село Струмок, Одесской области, Украина).
В этом селе, в первой половине XIX века обосновалась довольно большая община молокан. В 60-х годах в ней появилось несколько человек - молодых, грамотных людей, которые начали глубоко изучать Священное Писание и пришли к пониманию того, что водное крещение и Вечеря Господня есть не только духовные установления, но также имеют видимую форму. Так, в молоканской общине Чичмы возникло разногласие, которое вскоре привело к расколу.
На основании устных воспоминаний известно, что молодые богоискатели нашли контакты с другими евангельскими верующими, но кто именно преподал им первое крещение, когда и где это было документально неизвестно. Однако известно, что с 1870г. в с.Чичме группа отделившихся молокан численностью до 20 человек стали собираться отдельно от основной, довольно большой общины (численностью, вероятно, до 200 человек), и с этого времени они сами именовали себя баптистами.
Баптисты с.Чичмы практически никогда не выросли численно, но их влияние было довольно ощутимым. В сводной таблице статистики Союза русских баптистских общин за 1907 год, приведенной в журнале "Баптист" (№ 8, 1909 год) от Бессарабской губернии указывается только одна община - с.Чичмы численностью 13 человек, хотя есть предположение, что другие церкви своих данных просто не давали.
Баптисты и молокане с.Чичмы жили довольно мирно между собой в течение очень долгого времени, хотя напряжения временами возникали. Вот воспоминания о жизни общины с.Чичмы старца А.Романенко, опубликованные в журнале "Баптист":
"Я живу в Чичме с молоканами уже около 30 лет, но, к сожалению, из молокан только уверовали и крестились около десяти женщин, и случилось, что когда приняла крещение замужняя дочь Григория Ковалева, то муж ея целую неделю ругал и гнал ее со двора, не давал есть и даже бил ее. Некоторые из молокан уговорили его и он успокоился, но все-таки был ужасно недоволен на свою жену, и наносил хулу на баптистов; он не дожил до 50 лет и умер. Имя ему Егор Климов". ("Баптист" №10, 1909)
Вторым очагом евангельского пробуждения, имевшем гораздо большее значение в Бесарабии стал г.Аккерман (ныне г.Белгород-Днестровск). Пробуждение там тоже началось с молокан, однако, оно происходило позже (в 90-х годах XIX столетия) и вероятнее всего под влиянием евангельских христиан и баптистов Одесской области, а также баптистов немецких колоний.
По материалам устной истории (Диссертация В.П. Шемчишина - приложение № 2), баптистское пробуждение в Аккермане началось приблизительно в 1990 году. По свидетельству П.Слободенюка:
"Первым уверовал каменщик Петр Макаров, затем Федор Борисов и Иван Шемаченко. Это были местные братья. Потом из Тбилиси приехала Панина, из Кишинева Мария Малишевская, из Болгарии брат Рандев с большой семьей и Веленов. Так как верующих было немного, они собирались вначале в молитвенном доме молокан вместе с молоканами и отдельно по домам до 1912 года".
В этих и других воспоминаниях явно прослеживается связь с молоканами и их общиной в Аккермане. Очень скоро небольшая группа верующих в Аккермане установила связь с Одесскими братьями. В это время в Одессе существовало несколько общин. В.Г.Павлов был пресвитером баптистской церкви, расположенной на ул.Херсонской, 12 и благодаря своим молоканским корням, имел большое влияние в Бесарабии. П.Слободенюк пишет:
"В 1912 году братья евангельских христиан из Одессы, которые собирались по Херсонской улице, решили помочь открыть в нашем городе самостоятельное собрание. В Одессе заготовили скамейки и стол, снабдили духовной литературой. Первое собрание было по Кишиневской улице в доме Залова. Первый руководитель этой маленькой группы быв Иван Васильевич Шемаченко. До прихода Румынии все проходило благополучно. Правительство Румынии не интересовалось тем, что у нас происходит, и первое водное крещение проводилось во время Румынского правления в лимане в районе мясокомбината. Румынские власти для этого случая дали охрану.
Крещение было в 1920 или 1921 году. Принимали крещение наш будущий руководитель Николай Григорьевич Малишевский и дочери Рандева. Из других мест также было много крещаемых.
В 1922 году приехал мой отец из Польши и в 1923 году я пошел на собрание с моими друзьями. В то время община была небольшая, около 40 человек и собирались по ул.Чапаева".
Третий очаг пробуждения, оказавший очень заметное влияние на Бесарабию, находился в г.Кишиневе. и здесь пробуждение началось в молоканской среде. В "Истории ЕХБ в СССР" (Москва, ВСЕХБ, 1989 г.) довольно подробно описано возникновение баптистской общины Кишинева. Она начиналась с группы молокан под руководством А.Ф.Иванова, которая отделилась от основной общины и занималась изучением Священного Писания. Родители А.Ф,Иванова, пытаясь "спасти" сына от измены молоканству, пригласили В.Г.Павлова из Одессы для того, чтобы тот убедил сына, что ему не следует принимать водное крещение. Мать Андрея считала Василия Гурьевича молоканином, хотя он был уже известным баптистским проповедником, давно вышедшем из молокан.
Павлов принял приглашение и в 1906 г. впервые посетил Кишинев. Естественно, что он и приехавшие с ним братья из Одессы не стали переубеждать А.Ф.Иванова, а наоборот, наставили его в Слове Божьем и баптистском вероисповедании.
В это же время, независимо от группы А.Ф,Иванова в Кишиневе образовалась другая группа евангельских верующих под руководством Т.П.Хижнякова, который приехал в Кишинев для прохождения воинской службы и сам был из православных. Он со своими друзьями перестал посещать православную церковь, и собирались по домам для чтения и разбора Священного Писания. В 1907 году А.Ф.Иванов случайно узнал об этой группе и встретился с Тихоном Хижняковым. С этого времени они стали собираться по домам вместе. Через Иванова Хижняков познакомился с В.Г.Павловым и одесские братья стали постоянно приезжать и поддерживать в братьев Кишиневе.
В 1908 году в Одессе, в водах Черного моря были крещены братья А.Ф.Иванов, А.А.Лебеденко, Н.Н.Тихомиров, а несколько позже, в этом же, 1908 году крещение приняла семья Хижняковых. Все эти братья в дальнейшем стали видными работниками Бессарабского Союза Баптистов.
Таким образом, евангельское пробуждение в Бесарабии, возникнув в трех разных географических точках, стало быстро распространяться по всей губернии. Главным образом (если не считать Чичмы) это происходило в конце XIX столетия, хотя некоторые исследователи, например, Л.Жабко-Потапович, (см. "Христово світло в Україні" с.113 и 136) называют гораздо более ранние даты - 60-е годы XIX столетия. Однако очевидно то были отдельные обращения не ведущие к образованию устойчивых общин и документально они подтверждены очень слабо.
Общая картина пробуждения в Бесарабии наглядно показывает, что главное влияние и поддержку баптисты до 1918 года имели со стороны украинских церквей Российской империи.
6.3.2. Рост церквей и становление баптистского движения
С 1918 года начался новый этап в жизни всей Бесарабии и, в частности, в жизни бессарабских церквей и верующих. Эта территории отошла к Румынии и на ней установилась власть румынского короля, который в религиозном отношении имел воинственно православный характер.
В первое время положение баптистов Бесарабии оставалось прежним. Особых запретов румынские власти не налагали, хотя православная церковь Румынии носила еще более государственный характер, чем царской России. И все же баптисты на новых румынских территориях чувствовали себя довольно свободно: водное крещение продолжали преподавать днем, как и в период после российского манифеста 1905 года, богослужения проводились регулярно и нередко они носили евангелизационный характер. С этого времени, вплоть до 1940 года, главное влияние, поддержку и духовное подкрепление баптисты Бесарабии получали из Румынии, однако их связь с русскими баптистами не прерывалась.
В самой Румынии баптистское пробуждение также началось в конце XIX века, однако в основном до 1910 года там были общины переселенцев из России и Германии. Служение в этих общинах шло соответственно на русском и немецком языках. Среди румынского населения пробуждение началось прежде всего среди венгерского меньшинства, а затем оно перешло и на коренное румынское население.
Особенно много потрудился для евангелизации Румынии пастор Б.Шлипф, американец немецкого происхождения. Как отмечает Роберт Торберт в книге "История баптизма": "Он оставался в стране и вел работу так успешно, что вызвал противодействие со стороны гражданских и церковных властей" ("История баптизма. Сборник. Вып. 1", ОБС, 1996 г., с.177). Против Б.Шлипфа и новообращенных баптистов (особенно против верующих венгерской национальности) были приняты жестокие репрессивные меры, т.к. правительство боялось связи баптизма с революционной деятельностью в Венгрии и в Германии, однако несмотря на гонения в 1918 году верующих евангельского толка в Румынии было до 10 тысяч человек (из доклада доктора Рашбрука, цит. по "Свет жизни" за 1931 год).
Гонения в Румынии продолжались вплоть до 1928 года, когда под давлением мировой общественности румынский парламент принял закон, давший баптистам почти полную свободу, хотя на практике этот закон постоянно нарушался в связи с тем, что в румынских школах, армии и других государственных структурах православные священники занимали официальные посты и имели сильное влияние. И все же, после 1928 года верующие Бесарабии получили некоторое облегчение.
Большую роль в получении относительной свободы для румынских верующих сыграл Всемирный Союз Баптистов, который обнародовал широкий общественный протест, к которому присоединились также верующие Советского Союза. В журнале "Баптист" за 1927 г, № 5 в частности говорится: "Мы считаем, что протест этот должен найти особенно горячий отклик в сердцах русских братьев и сестер, так как румынские наши братья переносят сейчас то, что переносили при царском правительстве мы: собрания разгоняются полицией и участники собраний арестовываются; за проповедь Евангелия сажают в тюрьмы и ссылают, и прочее".
Для бессарабских церквей период румынской власти был хотя и трудным, но благословенным временем количественного и духовного роста. Этот вывод можно сделать, анализируя сводную таблицу статистики церквей Бессарабского края, составленную старшим пресвитером Михаилом Липовым, всю жизнь прожившим в Бесарабии (в Аккермане) и принявшим служение старшего пресвитера с 1945 года, т.е. сразу после ухода отсюда румынских властей. (Статистика приводится в диссертации В.П.Шемчишина, приложение № 6)
До 1918 года (т.е. в период царской России) в Бесарабии официально существовали только две общины - с.Чичмы и с.Аккермана (не считая Кишинева), хотя во многих городах и селах этого края уже были верующие. В период с 1918 г по 1928 г. в Бесарабии было организовано 26 общин, с 1929 г. по 1930 г. еще 8 общин. Таким образом, до 1930 г. в Бесарабии было организовано 83 % общего числа общин, существующих на момент установления Советской власти на этой территории. Интересно также, что после 1934 года было организовано две общины, а после 1939 года - ни одной.
Таким образом, статистика свидетельствует о парадоксальной ситуации: гонения, репрессии и преследования не тормозили, а способствовали росту баптистских общин в Бесарабии. Безусловно, в самой Бесарабии физические преследования первого десятилетия румынской власти были довольно слабыми. Власть еще не чувствовала себя достаточно твердо на этих землях, кроме этого сказалась многолетняя подготовительная евангелизационная работа, проводимая в этом крае.
И все же главными факторами евангелизационного успеха очевидно можно считать мужественность и стойкость членов баптистских церквей, а также особую историческую обстановку этой эпохи. Это был переломный исторический период, переходная эпоха двадцатых годов, которая "встряхнула" обывательское сознание и позволило многим людям освободиться от рутины традиционных представлений и принять свободное религиозное решение.
Конечно, главный источник статистической информации дошел до современных исследователей только по сводным копиям, составленным М.Липовым в конце 1952 года, и они не дают полной картины абсолютных чисел. М.Липовой указывает 44 общины Измаильской области, в то время, как по другим архивным данным известно, что на 2 апреля 1947 года в Измаильской области было зарегистрировано 50 общин численностью 1868 членов. Однако пропорции и процентное соотношение по времени образования общин таблица Липового дает довольно точно. То есть, можно вполне достоверно говорить о тенденции возникновения церквей и успешной евангелизационной работе в период двадцатых годов.