Как украденные шляпы чуть не сорвали первые гастроли Большого театра в Лондоне

Jul 26, 2016 14:15




Галина Уланова была главной звездой балета Большого театра во время исторических первых гастролей в Лондоне в 1956 году

В 1956 году Большой театр впервые приехал с гастролями в Лондон.
60-лет спустя, 25 июля 2016 года, спектаклем "Дон Кихот" балет Большого театра открывает - теперь уже традиционные, но в этом году приуроченные к юбилею - летние лондонские гастроли на сцене Королевского оперного театра в Ковент-Гардене.
Ветеран британской балетной критики Клемент Крисп прекрасно помнит события 60-летней давности, в том числе и весь тот ажиотаж, с которым балетоманы ожидали приезда советского балета.
Вот его рассказ, записанный обозревателем Русской службы Бибиси Александром Каном.



Клемент Крисп

Несмотря на свой преклонный возраст, ветеран британской балетной критики Клемент Крисп сохранил в памяти мельчайшие подробности исторических первых гастролей балета Большого театра в Британии в 1956 году

Предыстория
Конечно же, была восходящая еще к дягилевским "Русским сезонам" традиция восторженного отношения к русскому балету. В 1930-е годы дягилевский балет неоднократно выступал в Лондоне, и все помнили, насколько это великолепное зрелище. Кроме того, в Лондоне был книжный магазин, в котором можно было купить изданные в СССР на английском языке книжки и брошюры о советском классическом музыкальном театре, об опере и балете и об отдельных выдающихся артистах.
В 1946 мы впервые получили возможность увидеть танец советской балерины. Солистка Большого театра Виолетта Прохорова в Москве познакомилась с британским дипломатом, вышла за него замуж и переехала жить в Лондон. Ее немедленно пригласили в труппу балетного театра Sadler's Wells (в 1956 году театр получил статус Королевского балета - Би-би-си). Женщина необычайной красоты, она к тому же была великолепной балериной. Она сразу получила ведущие партии, и, разумеется, появление столь экзотической по тем временам артистки на лондонской балетной сцене вызвало огромный интерес.
Время от времени появлялись книги тех, кому довелось побывать в Советском Союзе и своими глазами видеть, как танцуют артисты Большого и Кировского театров. То есть какая-то информация так или иначе к нам попадала.



Артисты Большого театра на экскурсии на родине Шекспира в Стратфорде-на-Эйвоне. Слева в центре - Галина Уланова. 29 октября 1956 года
Затем, за год-два до первых гастролей Большого в Лондон, под эгидой то ли Общества советско-британской дружбы, то ли Коммунистической партии Великобритании приехала небольшая группа танцовщиков. Конечно же, акция эта была политическая, но танцевали они просто великолепно!
Группа была небольшой, оркестра с ними не было, они танцевали под аккомпанемент блестящей пианистки Беллы Давидович, и главной солисткой в группе была ленинградская балерина Алла Шелест - просто дух захватывало! И партнер ее - Константин Шатулов. Я никогда не забуду впечатление от их "Московского вальса" в постановке Асафа Мессерера. Но они танцевали и чистую классику. Я прекрасно помню, как Шелест танцевала Джульетту.
Был в составе группы и танцовщик - совершенно очевидно, с классической подготовкой, но танцевал он грузинский народный танец, в широких шароварах. Просто фантастика, как танцевал! Для нас это было настоящее откровение!
Очарование русским, советским балетом было всегда, даже в то странное время, вскоре после войны, когда мы с Россией еще недавно были союзниками, но теперь оказались противниками в холодной войне, разделившей Европу на два противостоящих друг другу лагеря. Но мы знали о существовании Галины Улановой, даже видели какие-то кинокадры с ее танцем. В общем, почва была подготовлена.

Еще один интересный факт. В 1954 году, за два года до лондонских гастролей, Большой должен был приехать в Париж. Франция, однако, в то время вела войну против коммунистических повстанцев во Вьетнаме, только что потерпела поражение в битве при Дьенбьенфу, никакого настроения принимать посланцев какого бы то ни было коммунистического режима в Париже не было, и гастроли были отменены.
Советские власти, тем не менее, после смерти Сталина стремились к определенной открытости и очень хотели показать свое искусство Западу. Они вышли с предложением привезти балет Большого театра в Ковент-гарден.
Во главе Королевской оперы тогда стоял Дэвид Уэбстер, и вместе с основательницей и будущей главой Королевского балета Нинет де Валуа он отправился в Москву и вернулся оттуда с великолепной новостью - балет Большого театра едет в Лондон! А Королевский балет отправится на гастроли в Москву и Ленинград.
Мы - балетоманы - были просто в восторге!
Ажиотаж
Объявление было сделано в июне, гастроли были назначены на октябрь, а билеты должны были поступить в продажу в августе. За три дня до назначенной даты вокруг театра в Ковент-гардене люди начали вставать в очередь.
А Ковент-гарден в то время был еще фруктово-овощным и цветочным рынком. Теперь рынок перевели в другое место, но тогда вся площадь была уставлена лотками с фруктами, овощами, цветами - и почти круглые сутки запружена людьми: ночью туда приезжали грузовики с товаром, то есть жизнь там не затихала ни на минуту.
Очередь растянулась на все небольшую Флорал-стрит, сбоку от театра, где тогда были кассы, и очень скоро вытянулась и на рыночную площадь. Многие мои друзья стояли в этой очереди.


Оперный театр Ковент-гарден в то время располагался на площади с одноименным овощным рынком, и гигантская очередь выплеснулась на рынок
У нас была программа гастролей, мы знали, что мы хотели посмотреть: "Лебединое озеро", "Бахчисарайский фонтан", конечно же, "Ромео и Джульетту", где танцевала Уланова - да, в общем, всё!
Но при всем желании посмотреть балет Большого театра, я решил для себя: нет, проводить дни и ночи в этих очередях я не буду. Еще и потому, что погода стояла отвратительная: холодно, сыро, просто невыносимо!
И эти отважные души - я знал многих в этой очереди - кутались в плащи, укрывались пластиковыми дождевиками, питались в ужасных забегаловках, которые были открыты всю ночь для рыночных торговцев. Там был чай, был кофе, был ужасный жирный завтрак из жареных сосисок, жареного хлеба, яиц и бобов - всего того, чего лучше бы избегать.
Я решил для себя, что я не готов полностью разрушить свою жизнь, к тому же я работал. Я пришел туда в пять утра в день продажи билетов. В очереди стояли сотни, если не тысячи человек. Все было прекрасно организовано - если ты хотел отойти поесть или в туалет, тебя отпускали минут на 15-20. Все это сильно напоминало военные времена.
И вдруг я вижу знакомого, который предложил мне два билета в партер, избавив меня таким образом от трех суток бессонных ночей и испорченного желудка. Я был на седьмом небе от счастья!
Скандал
Но вдруг, за две недели до первого спектакля, где-то в середине сентября - а начало гастролей было намечено на 4 октября - советская спортсменка-легкоатлетка Нина Пономарева была поймана на краже пяти шляп в универмаге на Оксфорд-стрит.
Все это казалось нам очень странным: кому нужны эти шляпы! Шляпы к тому же были совершенно заурядными.
Тем не менее, ее арестовали, посольство СССР немедленно выразило свой протест против этого в высшей степени нелепого инцидента. Еще через день появилось письмо за подписью артистов Большого театра, в том числе Галины Улановой, в котором весь инцидент был объявлен провокацией и было сказано, что, пока скандал не будет улажен, Большой театр в Лондон не приедет, опасаясь повторения подобных провокаций.
На следующий день все газеты вышли с огромными заголовками: "Большой театр не приезжает!!!"
Все были просто в отчаянии - не в последнюю очередь билетные спекулянты, вложившие немалые средства в приобретение билетов за двойную, тройную цену, надеясь перепродать их в день спектакля еще дороже.
В конечном счете, буквально за 8-10 дней до начала гастролей, Дэвид Уэбстер проявил чудеса дипломатического маневрирования и каким-то малоизвестным способом сумел уладить скандал.
Декорации - а их было много-много тонн - уже были в лондонском порту. О Нине Пономаревой больше никто не вспоминал.



После долгого вынужденного ожидания в лондонском порту многочисленные декорации были спешно доставлены в театр

Вынужденная посадка
Но труппа уже совершенно очевидно запаздывала. Буквально за два дня до первого спектакля вся труппа - танцовщики, актеры, обслуживающий персонал - садится в самолет, чтобы лететь из Москвы в Лондон. Вылетел самолет в 6.30 утра, и в 3 часа дня он был готов к посадке в Лондоне.
Но аэропорт Хитроу принять их не мог из-за сильнейшего тумана, и самолет вынужден был совершить посадку на другом аэродроме в 80 километрах от Лондона. Но аэродром этот был американской военной базой! Только этого не хватало!



Из-за непогоды самолет не смог приземлиться в Хитроу и совершил вынужденную посадку на американской авиабазе

Советское посольство немедленно связалось с труппой и запретило им выходить из самолета в течение нескольких часов, пока к ним не приехал сотрудник посольства с автобусами, на которых их доставили в Лондон.
Бедняги были совершенно измучены - неопределенность последних дней перед вылетом, долгий перелет, сидение в самолете в ожидании автобуса, затем переезд в Лондон, где их ждал организованный в театре торжественный прием.
Галина Уланова, выходя из автобуса, прятала лицо, прикрывая его платком.
До отеля они добрались ближе к полуночи, полностью изнеможденные, с одним желанием - рухнуть в постель после всего это кошмара. До первого спектакля оставалось менее двух суток.
Любовь на всю жизнь
Никогда в жизни я не видел подобного танца. Энергия, великолепные формы, движение, которое задействует всё тело. Невероятная целостность, напряжение, страсть, с которой все это делалось. Мы смотрели за происходящим с открытыми от изумления ртами. И, конечно же, сама Галина Уланова!
Она прямо вся светилась, великая артистка!
45 минут после окончания спектакля публика не отпускала артистов - стоячая овация, восторженные крики, приветствия. Артисты уходили со сцены, потом возвращались вновь. Это было просто чудо! Мы влюбились в балет Большого театра - влюбились всем сердцем, полностью и бесповоротно. И сохранили эту любовь и по сей день - что бы ни происходило.


Первые гастроли Большого балета навсегда влюбили британских балетоманов в этот театр

традиции, ностальжи, фотография, история, балет

Previous post Next post
Up