По вопросу о том, кто такие русские и в чем заключалась русская идея.

Nov 19, 2011 14:08

Оригинал взят у mistervik в По вопросу о том, кто такие русские и в чем заключалась русская идея.
Выскажу свое мнение по вопросу, можно ли утверждать, что русский народ состоит из великороссов, малороссов и белорусов?
Для того, чтобы в этом разобраться, нужно дать определение того, что означает само слово "народ".
Есть два определения.
1. Народ - это совокупность людей, живущих в стране, государстве. То есть подданные или граждане одного государства.
2. Народ - это совокупность людей, объединённых общностью происхождения, языка, культуры.
Так вот по этому критерию происхождение, язык и культура великороссов (русских), малороссов (украинцев) и белорусов - различны. Можно говорить о схожести языка и культур, но при всей кажущейся схожести, они имеют довольно существенные различия. К примеру сербский язык тоже схож с великорусским (русским), но это не один язык.
Определение "культура" очень многогранно. Однако и здесь мы без труда сможем отличить, к примеру, украинские танцы от русских, белорусский народный костюм от украинского, белорусский фольклор от русского.
Это отличие сохранялось и тогда, когда эти народы впервые в истории стали жить в составе одного государства Российская Империя и тогда, когда жили в составе Советского Союза со статусом союзной республики, сохраняются эти отличия и сейчас.

Формирование украинской народности происходило на базе коренного славянского населения,  белорусского - на базе коренного славянского и балтского населения, а русского народа - на базе коренного угро-финского населения. То есть исходная этно-национальная база формирования этих народов была разной, отсюда и разные языки и разная культура.
Русскими славянское население стало не потому, что их князем стал этнический русский, от рода русского, и не потому что на территории славянских земель вместе с этим князем от рода руського пришло и расселилось этнически руськое население, а потому что христианами стали руськой церкви, руськой митрополии.

Почему эта церковь стала называться руськой, а не, к примеру, полянской? Потому что этнически руський князь крестил этническую русь, то есть свой народ, а не подвластных ему полянских славян. И просил учредить митрополию для своего руського народа, а не для полянского.
Поэтому митрополия и получила название руськой, а не полянской.
Руськая по руси, как готская митрополия по готам, для которых она была создана, просуществовавшая до конца 18-го века.
Только от этнических готов там ничего не осталось, кроме названия митрополии. Они растворились в этническом многообразии готских христиан, принадлежавших к этой митрополии. На выходе получились готские христиане по своему этническому составу  преимущественно армянского и греческого происхождения, которых Екатерина Великая переселила из Крымского Ханства на земли Новороссии.
Вот такая же история и с русскими.
Руський князь крестил свой народ русь, для них была учреждена отдельная митрополия, руськая. Этническая русь были первыми христианами этой митрополии. Они были руськими и в этническом понимании и в значении христиан руськой митрополии.
По мере христианизации населения славянского происхождения в руськой церкви, этно-национальный состав руських христиан менялся в сторону преобладания христиан руськой митрополии славянского происхождения. Это и понятно. Расширение руськой митрополии (Руси) шло в направлении земель со славянским населением, с юга на север.
Балтское и угро-финское население первоначально христианство не приняло, а потому границы руськой митрополии (Руси) остановились на границе с этими народами на севере и востоке.
Когда я говорю, что русские христиане стали преимущественно славянского происхождения, это не означает, что все славянское население, проживавшее на своих исторических или родовых землях, приняло христианство.
Те, кто принял христианство, тот остался. А те, кто не принял его оставались язычниками ( в том смысле, что нерусскими) до тех пор, пока это было возможным и небезопасным.
Часть населения, кто ни под каким предлогом не желал менять веру, уходила на земли народов, которые сохраняло языческую веру. В том числе уходили на обширные и обжитые земли угро-финских народов, которых сами славяне именовали: весь, меря, мурома, мещера, мордва и т.д., а так же часть уходила к балтским народам, в том числе к литве, жемайтам, латгаллам и т.д.

Христианство на землях угро-финских народов появилось с приходом на эти земли руських православных князей со своими дружинами, из числа тех же русских христиан славянского происхождения.
Коренное угро-финское население обращалось в новую для него христианскую православную веру (огнем и мечом или словом пасторским, не суть важно для вопроса).
Они становились христианами руськой церкви, то есть руськими христианами, руськими. При этом это были руськие христиане преимущественно угро-финского происхождения. То есть разноплеменные народы, народы различного этно-национального происхождения, культуры, языка, стали христианами по вере и русскими по названию митрополии.

Дальнейшее стремительное расширение руськой митрополии (Руси) на восток приостановила Орда.
После ее падения распространение на восток русского христианства продолжилось, пополняя ряды русских христиан (русских) за счет народностей Урала, Сибири, Дальнего Востока, которое в этно-национальном смысле славянским населением не являлось.

После окончательного разделения единой руськой митрополии на митрополии Малой Руси и Великой Руси, христианское население  великорусской митрополии стало именоваться не русскими, а великороссами. И это название тоже, как и название "русские" отражало не этно-национальную общность населения, не государственную принадлежность, а принадлежность к территории митрополии с таким названием "Великая Русь". Великороссия при этом означала территорию великоросской митрополии. На этой территории могло проживать в том числе и нехристианское, то есть нерусское или невеликорусское население, но процесс обращения в православную христианскую веру в отношении коренного населения этих территорий шел непрерывно с использованием самых различных средств (от убеждения и протекционизма, до принуждения) и при самом непосредственном участии в этом процессе не только церкви, не только верховной светской власти, без которых было бы немыслимо вообще распространение русского христианства, но и при активном участии в этом процессе русской православной христианской части населения единого государства.

Одним из главных препятствий для распространения христианства среди неоднородного, многонационального населения великороссии было отсутствие единого для всех и понятного всеми общеупотребительного языка.
Язык был у каждого народа, у славянского населения славянский, у финно-угорских народностей свои, у татарского населения - свой. Но общего для всех не было
Такой язык, сборная солянка угро-финских, славянских, церковно-славянских, татарских слов, основанный на базе московитского языка, появился вероятнее всего лишь в 18 веке. Особую роль в этом отводится М.Ломоносову, который называл этот язык российским, то есть государственным языком Российской Империи.
Таким образом российский, великорусский, русский язык - это довольно молодой язык. Первоначальный словарный состав этого языка включал всего несколько десятков слов из славянского языка при значительном преобладании слов угро-финского, а в последующем татарского происхождения.

На протяжении веков русская идея заключалась том, чтобы делать русских из нерусских, обращая последних в русское православие. Русская Церковь и православная христианская вера являлись механизмом такого чудесного превращения нерусских в русских. Эта идея не могла быть воплощена без идеи создания государства русских православных христиан. При этом формой государственного устройства идеально соответствовала Империя (континентальная Империя). 
Суть имперскости русских заключается в том, чтобы сделать нерусских, такими же как они, русскими, единоверцами.
И совершенно естественным в этой структуре Империи наличие Православного Императора, помазанника божьего, и Патриархата.
В Российской Империи, к слову сказать, роль Патриарха выполнял Святейший Синод, который восточными патриархами еще при Петре был признан со статусом "брата во Христе" то есть себе подобным и с патриаршим статусом.
Петр не отменил Патриаршество, а видоизменил саму организационную форму
При этом Русская церковь имела в качестве своих митрополий и Украинскую церковь и Белорусскую, и Грузинскую и т.д.
Интернационализм это не изобретение большевиков. Идея интернационализма лежала и в основе русской православной доктрины. Советский интернационализм как и русский православный имел одну важную черту, оно же условием - единоверие.

Большевики не ставили своей задачей сделать все население русским. Они стремились сделать все население советским, на основе новой идеологии, единого общегосударственного языка, которым являлся русский язык и государства, со стоящими задачами обратить в новую веру, религию в каком то смысле (советскую идеологию) другие народы, проживающие в том числе в других странах, то есть сделать несоветских советскими.
Идеальной формой государственного устройства для продвижения этой идеи выступала все та же Империя.
Имперскость советских людей заключалась в желании обратить остальных в свою веру, сделать иноверцев единоверцами.
Поэтому у большевиков с реализацией советской идеи все так замечательно получилось, что имперскость русских, составляющих большинство населения Российской Империи, была уже воспитана в них веками. Задачей большевиков заключалась лишь в том, чтобы обратить русское население в новую веру (коммунистическую идеологию). После этого русские сами выступят авангардом новообращенных.
Нужно сказать, что большевики добились многого в этом направлении. Общее число советских людей значительно превышало число русских советских. Советскими стали кубинцы и въетнамцы, китайцы и северо-корейцы, восточные германцы и поляки и т.д.
Миллиарды советских людей. Российской Империи такие темпы воспроизводства единоверцев и не снились. Ошеломляющий рост за очень короткий временной срок.

Но. В конце 80-х начале 90-х советская идеология рухнула. Рухнула в силу разных причин. Суть не в этом.
Что же произошло с русскими?
Русские перестали быть советскими, в продвижении этой веры выступавшие в качестве авангарда в советских период.
Но советские русские 70 лет ранее отказались от русской православной веры, то есть от того, что изначально их делало русскими.
Все что осталось у русских от русскости, это отметка в советском паспорте в графе "национальность", указывающая о том, что они русские и язык, который называется русским и который в государстве Россия, где русское население преимущественно проживает и составляет национальное большинство, считается государственным языком. При этом само государство по своей форме, представляет из себя не унитарное, а федеративное государство, состоящее из народностей, отличной от русской.

Русское население в России стремительно сокращается по разным причинам.
И главной задачей является даже не обеспечение роста, а хотя бы замедление падения его численности.
То есть по сути проблема представляется в низких темпах физического воспроизводства русского населения.
В русских осталась имперскость, ощущение исторической значимости своей роли в продвижения идеологии и мировоззрения на другие народы. Но нет самой идеологии, которая была бы русской и с помощью которой можно было бы, так сказать, делать новых русских не только за счет физического воспроизводства, то есть через увеличение рождаемости.

Русская Церковь, зная свою историческую роль в процессе создания русского населения пытается продвинуть идеологию возвращения к истокам русской идеи, к обращению в русское православие русского по паспорту или считающими себя русскими по самоидентификации русскоязычного населения.
Строятся новые и восстанавливаются разрушенные церкви, у въезда в населенные пункты, с преимущественно проживающим в них русским населением, ставятся поклонные кресты, идет демонстрация церемоний главных православных праздников, открываются телевизионные православные каналы, печатается православная литература, увеличивается число тех, кто посещает церкви не только по великим праздникам, но регулярно, активно продвигается идея преподавания в начальных школах основ православия, демонстрируется посещение высшими должностными лицами государства церквей и соборов во время служения и многое многое другое и все это при поддержке федеральной власти, а подчас за счет средств федерального бюджета.
И уже активно представители православной церкви выступают за введение православного дресс-кода для всех, осуждают "Лолиту" Набокова, запрещают постановку по сказке Пушкина "О попе и работнике его Балде", требуют удалить в одном из городских парков скульптурной композиции "Черт и мельник" и многое многое другое.
И все это при том, что в Конституции РФ существует статья об отделении церкви от государства, а государства от церкви.

В Северо-Кавказских республиках, где проживает преимущественно мусульманское население, делается все тоже самое и уж как минимум не меньшими темпами и тоже при непосредственном участии государства и федерального бюджета.
К разделению населения России по национальному признаку добавляется еще и разведение по религиозному признаку.
Причем процесс исламизации населения северо-кавказских республик идет столь активно, что позволяет говорить о том, что северо-кавказские республики - это исламские республики в составе России, при том, что русское население в подавляющем своем большинстве является населением по своему мировоззрению скорее светским чем христианским.

В Российской Империи Царь (Император) являлся не просто высшим лицом государства православного вероисповедания, а главным хранителем, поборником и подвижником русского православного христианства, русской православной идеи, оружием в руках Русской Церкви. Поэтому евреи жили в резервации, за чертой оседлости, мусульманство не жаловалось, а раскольники Русской православной церкви и еретики считались, не просто вероотступниками, а  государственными преступниками.

Поэтому механизм воспроизводства христиан русской церкви (русских) действовал.

В СССР Генеральный Секретарь ЦК КПСС (Патриарх коммунистической идеологии) вообще фактически являлся главным должностным лицом государства. СССР являлось фактически теократическим государством, если допустить, что коммунистическая идеология это одно их вероучений, сопоставимой с христианством или мусульманством.

Какой же выход?
Железной рукой загнать все население России в православие?
Не вариант.
Железной рукой навязать всему населению идею коммунистического рая?
Не получится.
Создать какую то особую новую русскую идею, которая бы являлась одновременно не просто общенациональной, но и притягивала народы других государств приобщиться к этой едеи?

Посмотрите, что происходит в Европе.
Европейские страны объединились в конфедерацию. Это объединение стало возможным только потому, что все эти государства реализуют одни общественно-государственные принципы, одну идеологию, одну модель, в основе которой правовое общество, система разделения властей, демократическая избирательная система, разделение государства и церкви, то есть светскость общества, свобода прессы, защита частной собственности, капиталистическая (рыночная) экономика при минимальном участии государства в экономическом поле.

Это не европейская идея. Это американская идея, но в исполнении европейских стран.
И логичным следствием реализации этой идеи на практике явилось объединение этих стран в конфедеративный союз, в европейскую конфедерацию. Но не только в этом заключается европейская идея.
Северо-американцы, реализуя свою американскую идею, смогли превратить в американцев население своего государства, состоящее из смеси народов, не только европейского, но и азиатского, латино-американского, африканского и прочего не просто разно-национального, а разно-континентального происхождения. Американская идея кует новых северо-американцев не только за счет физического воспроизводства, но и за счет обращения иных представителей наций в северо-американцев, натурализует в американцев.

Тоже самое делают и европейцы. Они делают новых европейцев не за счет физического воспроизводства, а за счет обращения в европейство другие народы.

В Конституции России тоже закреплены все те же европейские, а по сути американские, идеи и ценности.
(Стыдится тут нечему. Христианское православие это тоже не русское изобретение, как и коммунистическая идея).
Однако реализация американских идей и ценностей в российском исполнении, в отличие от европейского исполнения,  извращает саму эту идею до неузнаваемости, представляя ее в виде абракадабры, которая именуется "суверенной демократией".
Создателями этой идеи (курса, доктрины) являются представители русской народности. Это не чеченцы и не татары.
Занимая высшие государственные посты они реализуют эту идею, можно сказать, русскую идею.
Русское население в большинстве своем поддерживают эту идею, голосуя на президентских и парламентских выборах за приверженцев этой идеи, становясь таким образом их единоверцами.
Учитывая тот факт, что русское население составляет большинство в этно-национальном составе граждан РФ, то эту идею вполне можно считать русской.
А учитывая тот факт, что большинство нерусского населения тоже поддерживает этот курс, то эта идея является не просто русской, но и общенациональной.
Во всяком случае пока.
Россия не строит и не пытается строить европейскую модель общества.
Наоборот, Россия выступает в Европе главным критиком этой модели. Россия и объединяется не с теми, кто стремится к европейской модели, а с теми, кто к ней абсолютно не стремится.
В сухом остатке в Россию едут не европейцы, а азиаты, то есть население мусульманского вероисповедания.

Для русского населения, которое и возникло по признаку христианской идентичности различных народностей, то есть с христианскими корнями, гораздо ближе по менталитету европейцы потому, что у европейцев тоже христианские корни.
В СССР русские вполне мирно уживались с нерусским населением, когда все были одной веры, "веры в светлое коммунистическое будущее", и при этом все были светскими.
Сейчас все иначе. И светскости нет и сама "российская идея" настолько расплывчата, что представляется довольно сомнительной для значительной части населения. То есть непонятно, что мы собственно говоря строим? К чему стремимся? Для чего нам такое государство? И вообще, нужно ли нам такое государство?
Мне кажется лозунг "Россия для русских" - это уже крик отчаянья, от безысходности.
В этом лозунге нет идеи, почему Россия должно быть государством для русских.
Потому что даже в случае реализации этой идеи, при существующем государственном порядке, дальнейшее деление продолжится, разбиваясь на лозунги: Хватит кормить Москву, хватит кормить Ростов и т.д.
То есть сейчас идет разделение россиян, а потом начнется разделение уже внутри русского населения на москвичей, владимирцев, рязанцев и т.д.
То есть мы вернемся к истокам этно-национального состава великорусской народности.
Полагаю, что этот путь в никуда.

Для русских националистов я бы предложил в этой связи лозунг: "Догнать и перегнать!" европейцев и американцев в самом качестве исполнения и реализации американо-европейской модели и базовых ценностей и идей.
Не переделывать ее на русский манер, а исполнять ее и как можно качественнее. Не вырывать отдельные ее элементы, а воспроизводить системно.  Не выдумывать новую модель, а выдумывать новые средства к реализации этой модели и делать ее в конечном счете качественной. Немцы не изобрели автомобиль, но они научились строить эти автомобили качественно. Поэтому немецкие модели автомобилей конкурентные.

Необходимо выстроить такую европейскую модель, при которой в очередь в российское посольство за получением российского гражданства выстраивались бы не малообразованные азиаты с криминальным и полу-криминальным прошлым, а высокообразованные и высококвалифицированные рабочие и служащие, представители научной интеллигенции из Европы, США, Канады, Австралии и т.д.
Необходимо выстроить такую европейскую модель в русском исполнении, при которой наши русские соотечественники не покидали бы страну, а те, кто покинул ее имели бы желание возвратится назад.

На самом деле для реализации этой идеи не потребуется много средств. США начала реализовывать эту идею с экономического нуля.
Послевоенная разрушенная войной Европа с огромнейших долгов, то есть с минуса.
У Грузии получается реализация этой идеи в грузинском исполнении. И довольно неплохо.
Для ее реализации нужно одно: политическая воля руководства государства, честность действий, понятность и открытость предпринимаемых действий, видимые и ощутимые результаты этих действий для населения.

Если иностранному бизнесу будет выгодно, безопасно и комфортно строить свой бизнес в России, то он будет его строить в России.
А это не только инвестиции и новые современные технологии, но и налоги для государства, социальные программы, это и новые рабочие места для населения, это и мотивированность получения качественного образования.
Неверным является утверждение, что иностранный бизнес задушит отечественный.
Организация бизнеса - это не просто выпуск продукции или услуг, это школа для работающих в этом бизнесе в качестве наемных рабочих и служащих, как эффективно управлять этим бизнесом, как эффективно выстраивать хозяйственные связи, поставку и сбыт, как правильно подбирать персонал, как эффективно управлять им и многое многое другое.
Без этих знаний и опыта конкурентноспособный отечественный бизнес не построить.

Вот если "вкратце" такие у меня мысли по поводу того, кого считать русским и по поводу русской идеи.

русская идея, кто такие русские, Виктор Пустовалов, в чем заключалась русская идея

Previous post Next post
Up