К сожалению, я столкнулась с этим со своим сыном. Ему пять и есть опыт хождения в разные секции, всегда успешно, и без меня, но всегда через этап адаптации в начале. В этот же раз я расслабилась - у меня же такой чудесный ребенок, который легко идет в новые места и открыт всему новому. Поэтому я не сильно придала значения тому, что в первое же занятие тренер закрыл дверь. Да, мы с мужем никуда при этом не уходили. Но факт закрытых дверей сыграл свою роль. И даже сватовство до этого и предварительное знакомство с тренером не помогло.
Самый важный для меня момент, который еще раз подтвердил мои теоретические знания - мозг лукавит и обманывает, он сделает все, чтобы спасти своего хозяина, и режим “выживания” не обязательно будет про агрессию или самоизоляцию. Наоборот, намного легче пережить стрессовое состояние, если ты создашь для себя иллюзию того, что все в порядке. И вот я слышу, как мой сын смеется, бегает и поет вместе со всеми. Я еще больше расслабляюсь - это же значит, что ему нравится, правильно? Нет, не правильно. Это всего лишь значит, что это его такой способ справления с ситуацией, но тело-то оно не врет, оно не умеет. И кортизол, который подскочил, сначала привел к частому мочеиспусканию, а потом и вовсе скрутил живот.
Вернее нет, не скрутил. Что интересно - он описывает ощущение давления изнутри, как будто от газиков. Вырваться отсюда. Освободиться. Последний раз уже был похож на отравление - прямо в середине занятия резкий жар, рвота и жидкий стул. Отравления при этом никакого не было. Сын не смог сказать о своем желании выйти, тело сказало за него.
Дальше все стало ухудшаться - легкий на подьем, активный человек стал отказываться от любого выхода из дома, списывая на боли в животе. Только вот дома живот не болит. И в туалет дома не бегается. А как только приходишь в общественное место - каждые пять минут, без явных результатов. И даже мама рядом уже не помогает. Потому что фиксация произошла ТАМ, ребенок, который почувствовал себя взаперти продолжает чувствовать это несмотря на то, что обстоятельства поменялись. Так работает психика, с этим я работаю во взрослой терапии - ситуации многолетней давности искажают восприятие реальности здесь и сейчас. Сегодня сын отказался от того, чтобы идти в лазалки со своей подружкой, а это он очень любит - именно так и работают защиты мозга - они начинают мешать жить, защищая даже от того, что нам приносит удовольствие.
Ах да, я же не сказала. Человек каким-то удивительным образом решил, что раз двери закрыты - он выйти не может. Представьте, вы ребенок и вы считаете, что выйти отсюда невозможно. И на пути у тебя тренер, который выше и шире мамы, еще и не говорящий на твоем языке. Дальше включается программа - выжить любой ценой. В итоге я с ним много говорила, но я же, как ЭОТ терапевт, понимаю, что это все по верхам. Поэтому мы пошли с ним в возврат в ту ситуацию, нахождение внутри тех самых эмоций, которые он испытал.
-…вот ты видишь, что двери закрываются, и учитель стоит перед ними, что ты чувствуешь?
-…мне страшно, я хочу к маме.
Мы работаем с этим чувством, дышим, выпускаем/освобождаем боль.
К слову, специалисты, которые работают с РАС, знают, что закрывать дверь нельзя, тем более становиться перед этой дверью спиной, создавая ощущение полной невозможности выйти и беспомощности. Да, у моего сына нет РАС, но это есть в психике детей, просто у РАС это ярко выражено. Мягкая адаптация нужна даже для этого - ощущения, что ты в безопасности и что выход всегда есть. Для нас это так очевидно, и совсем не очевидно для ребенка.
Что мы еще сделали - нарисовали комнату, с закрытой дверью, с учителем “большим кружком” напротив, с маленьким кружочком - сыном, другими детьми, и два больших кружочка за дверью - родители. Мне самой стало не по себе от увиденного.
-…и вот ты такой маленький стоишь в комнате с большим кружочком и другими кружочками, а эти два кружочка, к кому ты хочешь, за закрытыми дверьми и словно нет выхода, к ним не попасть…
-…да - и его голос дрожит, в глазах слезы.
-…но ты можешь, понимаешь? Тебе можно. - И протягиваю ему карандаш.
Он берет в руки и рисует процесс открытия дверей, “ведет” маленький кружочек к родителям и “сажает” его между ними, рисуя там кружочек.
-…что ты сейчас чувствуешь?
-… легко, приятно, я рад.
Это не конец этой истории. Я буду дальше наблюдать, говорить. Мы свернули все занятия, кроме барабанов (там у него чудесным образом живот не болит), и будем делать через какое-то время опять маленькие шаги, но уже с обязательным этапом адаптации.
Обняла, ваша Ира
Мой Инстаграм Мой тг-канал