... подарки бывают разные.
Бывают борзые щенки, розовые признания, брильянтовые банальные обещания...
А бывают символы.
Их дарят редко.
Потому что и сами символы- редкость
Такой подарок к своему пятидесятидвухлетию получил Адольф Гитлер.
Сараевский подарок Гитлера
Эту фотографию, которая ныне находится в Баварской государственной библиотеке в Мюнхене Генрих Гофман- фотограф Гитлера снял 20 апреля 1941 года в вагоне спецпоезда «Америка», стоящем возле станции Менихкирхен железной дороги Вена - Грац.
Гитлер получил подарок. Подарок - символ.
Для того, чтобы его вручить Гитлеру армия старалась как можно быстрее войти в Сараево.
И 17 апреля 1941 года, войдя в город, первым делом под стрекот кинокамер солдаты снимают таблицу, висящую на стене здания возле Латинского моста.
Ныне, глядя на архивные кадры, создается впечатление, что Сараево взяли только ради того, чтобы снять эту таблицу.
Click to view
Подаренная Гитлеру таблица имела текст: «На овом историјском мјесту Гаврило Принцип навијести слободу. На Видовдан 28. јуна 1914»
- «На этом историческом месте Гаврило Принцип предвосхитил свободу» и была установлена 2 февраля 1930 года.
Ветеран войны Адольф Гитлер получив подарок растрогался.
Первая мировая для него, связного первой роты шестнадцатого баварского полка - это ностальгическое воспоминание о молодости, о патриотическом угаре, фанатичном, почти религиозном, в котором он заходился приступами и которое так в себе лелеял, считая, что это и делает его великим.
Он нежно помнил те дни, когда «дорогую родину заволокли тучи", когда «Вена боролась за то, чтобы все народы Австро-Венгрии проявили максимум верности и преданности, когда крики «На Белград!» встречали живой отклик на улицах, свидетельствуя, что жители являют высокие образцы любви к отечеству (ц)
Гитлер, приняв подарок, обьявил, что передаст таблицу в музей в знак памяти о преступлении сербов, развязавших кровавую Мировую войну, поскольку они, какая наглость!, хотели обьединить всех сербов в единое отечество -«За Краља и Отаџибину!»!
Но мы-то знаем кто имеет право на "Viribus unitis!" и руки прочь от святых принципов- "Fur Gott, Kaiser und Vaterland!" !
Берлинские газеты ликуют, обьявляя, что обьединение немецкой нации, которая происходит ныне - цель великая и призвана смыть позор Первой мировой.
Оккупационные газеты на Балканах тоже захлебываются в восторге - "Sarajvo je opralo sa sebe vidovdansku ljagu" - Сараево смыло с себя видовданское позорное пятно.
Кстати, Сараjво- это не опечатка, так было переименовали оккупированный город, видимо решив искоренить и само название неприятно напоминающее о прошлом.
Впрочем, через четыре года - 6 апреля 1945 года Сараево освободят партизаны.
И, войдя в город, первым делом- уже 7 апреля, устанавливают таблицу на здание возле Латинского моста.
Вообще, кажется, что и в 1945 году Сараево взяли только ради того, чтобы установить таблицу.
И если установление таблицы похоже на фигу, показанную немцам, то текст на табличке- это высунутый в дразнилке язык:
„U znak vječite zahvalnosti Gavrilu Principu i njegovim drugovima borcima protiv germanskih osvajača, posvećuje ovu ploču omladina Bosne i Hercegovine - Sarajevo 7. maja 1945. godine”.
«В знак вечной благодарности Гаврило Принципу и его товарищам в их борьбе против германских захватчиков эту таблицу устанавливает молодежь Боснии и Герцеговины -Сараево, 7 мая 1945 года.
Много позже, готовясь к пятидесятилетию начала Первой мировой войны журнал «Нью-Йорк таймс» печатает аж четыре репортажа из Сараево, причем журналист Джеф Берри удивляется тому, что «молодого сумасшедшего», как он называет Принципа, помнят как героя.
В поисках ответа он расспрашивает жителей Сараево и публикует слова молодого мужчины, бывшего партизанского капитана, который рассказывает Берри об австровенгерской оккупации Боснии, о котором журналист не знал даже на уровне швейковских художественных снимков из канцелярии следователя Берниса, любившего украшать свой кабинет снимками спаленных хат и сожженных деревьев, ветви которых пригнулись к земле под тяжестью повешенных. (ц)
Лирическое отступление:
кстати, дорогой читатель, как часто ты задумываешься о природе случайного?
.. нет, не в казино, когда пытаешься алгеброй случайности измерить, и не на бытовом уровне, когда пытаешься случайности задобрить придуманными тобой эфемерностями, а вообще, в принципе.
.. Нету, говоришь?...Это все фантазии досужего ума.
Согласна, рядовой Гитлер как сослуживец Швейка - смешно звучит.
Но для меня, например, удивительным открытием было связать толстовское литературное- смотр в Браунау с .. Гитлером. Ну, да, он, Гитлер, родился в Браунау.
Хотя, да.. фантазии все это и томление интеллекта-с.
Так вот, если вы любитель отрицать арифметическую точность случайностей, то извольте: молодого капитана, разговаривающего с Берри звали.. Мурат Кустурица. У него уже растет десятилетний сын Эмир.
Когда открывали Музей Боснии в 1953 году, партизанскую таблицу была заменили другой с иной надписью:
«Са овог мјеста 28. јуна 1914 године Гаврило Принцип својим пуцњем изрази народни протест против тираније и вјековну тежњу наших народа за слободом»
- «С этого места 28 июня 1914 года Гаврило Принцип своим выстрелом высказал народный протест против тирании и выразил вековое желание наших народов, стремящихся к свободе».
В 1992 году, когда началась война таблицу сняли и дальнейшая ее судьба неизвестна.
До 2004 свято-место было пусто, а в 2004 установили таблицу, которая висит и поныне:
„Sa ovog mjesta 28. juna 1914. Gavrilo Princip je izvršio atentat na austrougarskog prestolonaslednika Franca Ferdinanda i njegovu suprugu Sofiju”
«С этого места 28 июня 1914 года Гаврило Принципом совершено нападение на австровенгерского престолонаследника Франца Фердинанда и его супругу Софию» .
Сухой язык фактов и ничего о свободе.