Прогулка по Белграду

Jul 13, 2011 01:37

… есть желающие со мной по Белграду прогуляться?
Правда мы не будем банально топтать мостовые, ловя достопримечательности в сачок фотоаппаратов, чтобы потом их, дохлых и препарированных, выставить в блогах.
Предлагаю вам пронзить пространство и уйти в прошлое.
И скользить там, одним пальцем поворачивая револьверный барабан эпох.
Итак, центр Белграда.




… френды, посетившие этот город, на фотографию смотрят в недоумении.
Они точно знают, что центр Белграда выглядит как центр любого приличного балканского города: площадь, историческое здание чего-то там и кто-то на коне.
Вот так:




Поэтому в любом балканском городе легко можно назначать встречи в центре зала у лошади.
Промаха не будет.
Но то, что мы видим на первой фотографии, когда-то было центром.
А что могло быть центром балканского города?

.. конечно кафана.
Перед вами знаменитая кафана «Дарданеллы», которая вплоть до 1901 года занимала место, где сейчас гордо высится здание Национального музея.
А хвост нынешней лошади, обремененной князем Михаилом, находится ровно напротив входа в кафану.
Первым ее хозяином был турок Ариф Бег, потому что в 1850, когда кафана была открыта, мало кто из сербов мог претендовать на роль руководителя такого солидного культурного учреждения на Балканах как кафана.
Но как только появилась такая возможность, а появилась она уже в 60-х годах, кафану у Арифа купил серб Коста Ивкович.

Кафана, если честно ему досталась плохонькая: столы покрывали не скатерти, а слой жира, свечи не были предусмотрены и гостям вечером предлагалось лишь романтический огонь, бьющийся в тесной печурке.
Печурка с трудом надувала щеки, выдувая тепло и свет. Но и одного, и другого набиралось в скудных количествах. Тем более, что свет еще активно поглощался дымовой табачной завесой.
Да и гости были аховые: мелкие воришки и еще более мелкие торговцы, которые заказывали по две «мученицы» (так назывались мензурочки с самой дряной ракией) и сидели, поплевывая прямо на пол.

Печальная была публика, а все потому, что нынешний центр, в те далекие времена, когда город был маленьким как ненадутый шарик, центром не был - это был район возле городских ворот, возле Стамбол-капии.
Стамбол капия - так назывался один и четырех (остальные - Сава-капия, Варош-капия и Видин-капия) входов в город. А сам город, кстати, был обнесен рвом.




Стамбол-капия- были самыми главными и построили их австрийцы, в один из тех периодов, когда владели Белградом, а название получили, потому что именно через эти ворота вела дорога в Истамбул. А слово капия- это просто турецкое слово -ворота.
Истамбульские ворота.

Возле них турки зачитывали свои фирманы- указы, вершили казни, привычно набивая непослушных на кол, а народ - послушно глазел на зрелища и давал возможность воришкам зарабатывать на ежевечерние часы в компании «мучениц».
В битве по освобождению Белграда на этом месте погиб и воевода - Авальский Дракон Васа Чарапич. Поэтому улица, проходящая возле места, где были Истамбульские ворота, называется - Васина.

А на месте Истамбульских ворот сейчас стоит ..здание Национального театра. Так что и далее на этом месте полно глазеющей публики, жаждущей зрелищ.



Вот оно - новорожденное здание театра.



А сама площадь возле него стала называться - Театральной площадью.
Вот - серб начала века на Театральной площади выгуливает домашнее животное.



А вот еще фотография того же периода, когда возле театра еще не возникло угрюмое сооружение, которое выглядит как архитектурный макет двоечника, провалившего уже третью сессию.



После строительства театра в кафану стали забегать не только воришки погреться, но и актеры, политики: весь тот тонкий листовой слой золотой сербской интеллигенции. Здесь кипели дискуссии, обсуждались театральные вечера и готовились проекты указов.



Именно общество из кафаны «Дарданеллы» стало правящей сербской элитой и именно они решили перед кафаной поставить памятник князю Михаилу.

И поставили.



Вот.



А в 1901 кафану разрушили. Она уже не вписывалась в структуру стемительно центреющего места.
А на месте выстроили здание Управления фондов, оно же здание Ипотекарного банка.
Вот оно.



Да- да нынешний музей был в девичестве глянцевым банком, отполированным до блеска банкнотами. Но потом позеленел, окультурился и стал работать на вечность.

Когда-то, когда он был банком возле памятника была стоянка такси, готовых умчать в светлое будущее счастливчиков, получивших выгодные кредиты.



Впрочем ,на этом месте, когда кафана царила на площади- тоже хватало работников кнута и уздечки. Потому что не только русский любит быструю езду, но и серб не отказывает себя в этом увлекательном времяпровождении.



Но после того как банк сменил занятие и предался прекрасному, возле памятника пустили трамвай. И станция так и называлась- Возле коня.



Во время бомбежки в 41 музей пострадал значительно и потерял стремительного орла на фасаде.



А в первые коммунистические свои годы выглядел как и подобает: строгий, уважающий актуальный режим старый хамелеон работник умственного труда.



Вот- непривычная голая площадь (конь в профиль).Еще ни банка, ни зданий в окружении.
Это в 1908 году обьявляют о аннексии Боснии и Герцеговины



А теперь посмотрите куда нам указывает князь. Что у нас там? .. а у нас там…пивная.
А такой город. Такая судьба.



А возле пивной располагалась типография.



А вот она же, но уже с появившимся рестораном «Русский царь».
Угадайте, какой царь удостоился стать вывеской сербского ресторана?...



Правда и «Русский царь» первоначально был все-таки кафаной. Но с претензией на элитность (оцените смешание франсузского с шумадийским).



И сия стезя привела его к судьбе непростой - он стал первым белградским рестораном.



А нынешнее здание, которое чаще всего именуется «..ну.. там где кондитерская»- это палата"Riunione", и на этом месте она возникла в 1930 году (долгое время здесь находился и самый главный белградский кинотеатр «Ядран»). Она заслонила князю "Русского царя".



Устали?.. еще немного осталось. Посмотрите теперь туда, куда смотрит лошадиная морда.



Теперь там здание из стекла и бетона- Дом Печати, а раньше был …городской квартал. Уничтоженный во время бомбежки в 1941. На месте квартала после войны появились новые здания и был разбит сквер.



Одно время там находился и памятник русским освободителям Белграда. Но после того как краткий и бурный роман Йосипа и Йосифа разбился о быт, памятник перенесли на кладбище (Кладбище освободителей Белграда), рассудив здраво, что мертвые должны лежать на особо отведенном для этого месте.



.. ну, пора возвращаться. Если будет время, то в поведу вас как-нибудь и по другим белградским кафанам достопримечательным местам.

история

Previous post Next post
Up