…когда сербы хотят описать медвежий угол они используют слово вукоебина. Видимо считают, что волки- животные тонкодушевные и поэтому процесс воспроизводства могут осуществлять только в глухих недоступных местах.
Русский язык же не дает возможности определить, чем занимаются медведи в своих углах, может и тем же, что и волки, но язык смущенно уходит в сторону, оставляя медведям право на личную жизнь.
Те, кто не живут в столица, живут в вукоебине.
Для столицы вукоебина- любое место в нескольких километрах от последней городской бензозаправки. Для районного города- ближайшее село. Для пригородного села - село удаленное. Насторящая же вукоебина та, для которой нет своей вукоебины. Настоящую вукоебину узнать легко -- вокруг ходят нервные волки и хмуро поглядывают, прикидывая когда ты свалишь.
Однажды я жила в вукоебине почти полгода. Это была настоящая кондовая вукоебина. Все знают, что Косово -балканская вукоебина. Так вот в Косово есть своя вукоебина под названием Ново Брдо. Это такая вукоебина, что даже шоссе пунктирной линией плохой дороги ведет только до Ново Брдо и далее обрывается нерешительно, понимая, что любое продвижение вперед бессмысленно.
Но и у Ново Брдо есть своя вукоебина - махала или же хуторок Чульковцы ( от села Бостане по склону в 45 градусов вверх по козьей тропе, цепляясь за можжевельник карабкаться километр, а потом - здравствуйте, смущенные волки!).
Старосветские помещики или особенности партиархата
…жили в махале Живко и Живка. Мирные патриархальные старички. Она - в чистом белом платочке . Он - вечно что-то мастерящий. Жили они одиноко. Сын и дочери давно уже жили в соседнем городке, а они держались за свою деревушку, и все у них было как нужно: и половички чистенькие, и георгины - пузатые и кот- с хозяйской физиономией и драным хулиганским ухом.
У них я каждое утро пила кофе. О, это у вас в столицах, куда даже волки бояться забегать, утреннее кофепитие - дело личное. В вукоебинах - строго: на первый кофе нужно идти к соседям, а на послеобеденный- ожидать ответного визита. И попробуйте отказаться, даже волки вам потом щепотку соли не займут, а ближайший магазин в селе Бостане (по склону 45 градусов вниз по козьей тропе кувыркаться километр, отплевываясь колючками от можжевельника).
Я любила этот утренний кофе, поскольку из культурных развлечений у меня имелся учебник обществоведения для учеников сельскохозяйственных училищ и книга Виктории Токаревой Француазы Саган- Немного солнца в холодной воде хорватского издательства. А утренний кофе раскрывал мне другой мир: у него были свои мифы, легенды, авторитеты, ритуалы…
А если уж я чрезмерно удивлялась, то Живка строго поправляла платочек и говорила- Так нужно, обычай такой!
Она же мне и рассказала свою историю.
..жили Живко и Живка дружно. После свадьбы родилась одна девочка- Живко вздохнул, но улыбнулся. Потом еще одна, еще одна….
Живко жену любил, но в один прекрасный день, обнаружив вокруг себя три девочки, открыл дверь и сказал: «Извини, любимая, иди на все четыре стороны, пока не научишься мальчиков рожать!».
Поплакала Живка и ушла.
Живко, как она рассказывала тоже плакал, видимо полагающимися по случаю скупыми мужскими слезами.
Как только порог обсох от рыданий, привел Живко в дом из соседней деревушки еще одни..хм..Живку.
Но эта Живка, назовем ее Живка-2, мальчиков рожать умела, что и доказала, поскольку была в браке: на момент когда ее из мужниного дома увел Живко у нее было два сына- годовалый и постарше, трехлетний.
А Живка наша пошла солнцем палима.
В родительский дом пыталась вернуться, но те только кофием напоили.
И пошла она в соседнее село. Там, где недавний муж второй Живки, делающей мальчиков, обитался.
Пришла, постучалась, мол, так и так, подсобить в хозяйстве могу.
Посмотрел мужик на мальчиков, копошащихся в ногах, плюнул, и говорит - заходи, живи пока.
Ну, стали они так жить.
Жили. Как все. Не хуже других. ( Живка поджала губы и разгладила пальцами кончик платка).
Пожили так некоторое время, но тут родила Живка-2. Мальчика. Короче, просто молодцом себя показала. Живко наш радовался, в воздух стрелял, напился - все как положено. И опять зажили мирно и спокойно.
А как мальчику год исполнился и от груди его отняли сказал Живко новой жене: : «Извини, любимая, иди на все четыре стороны, мальчики мне уже не нужны!».
А Живку взял за руку и в дом привел. И,как Живка рассказывала, плакал опять. Скупыми мужскими слезами.
А Живка-2 вернулась к мальчикам и мужу. И говорят, как-то быстро после возвращения родила девочку. Но муж был счастлив и на такие мелочи внимания не обращал.
…ну, что ты удивляешься, милая?! Обычай такой! ..без сына нельзя. А если сына нет, то нужно поджениться на другой, пока не родит сына. …Любовь? ! ..конечно..я его всегда любила и уважала и он мне плохого слова не сказал и ударил всего раз, когда я к куму на Славский праздник опоздала. А того другого любила?!.. пока в женах была - любила, конечно, я же тебе не блядь, а порядочная женщина. А сын-то знает?!.. конечно, чего же не знать?! ..а ходит к матери? К какой матери, я ему мать, а Живко - отец. А что она его родила, так обычай такой, родила и весь спрос… Подженил он ее пока сын не родится.. И что здесь необычного?! Все так делают… обычай такой….
Патриархат он такой весь непресказуемый, такой весь внезапный