Хамид Савкуев

Feb 21, 2016 17:28

Оригинал взят у n_a_l_i_v_k_a в Хамид Савкуев
И опять про Альмаматор любимую ;)
Хамид Савкуев. Уроки жизни и композиции.

Практика - Композиция





Хамид Савкуев принадлежит к числу художников, искусство которых не оставляет равнодушным.  Его все чаще называют «универсальным, возрожденческим художником». Он одинаково успешно, с поражающими упорством и увлечением работает в живописи, графике, скульптуре, создает вещи прикладного характера. Он работает ежедневно по семь, восемь часов, словно боясь не успеть воплотить в красках, карандаше или бронзе многочисленные образы и сюжеты, которыми буквально переполнен.
Высоким профессиональным уровнем Савкуев обязан старейшему художественному вузу России - Институту живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (бывшая Императорская Академия художеств). Здесь, в мастерской монументальной живописи талантливого художника и педагога А. Мыльникова, он постиг важнейшие принципы художественности, научился ценить и творчески осмысливать искусство великих мастеров прошлого и современности.




Ковчег. 200 х 300, холст, масло. 2006

Главная тема творчества Савкуева - жизнь его народа. Десятки картин, сотни рисунков, скульптуры - свидетельство не только его интереса к ней. От работы к работе Савкуев познает свой любимый край, его историю и одновременно спешит высказать свои чувства и размышления. В первую очередь для него становятся важными этические ценности. Чувство Любви к своему народу, Гордости за него реализуются практически во всех произведениях. Однако они не носят дидактический, нравоучительный характер. Несмотря на то что Правда для художника первостепенна, работам противопоказана прямолинейность. Он «всегда ощущает свои корни, помнит и знает, кто он и откуда», и работать ему «интересно над тем, что напрямую относится к его земле, его народу» («Проросший картофель», «Древо жизни», 2002; «Жертвенный бык», 2003, и др.).



Проросший картофель. II. 150 х 200, холст, масло. 2006



Жертвенный бык. 120 х 150, холст, масло. Sacrificial Ox. Oil on canvas, 2003

Темпераментный рисовальщик и живописец, он не перестает удивлять необычайной широтой и глубиной композиционного мышления, разнообразием сюжетов. Впрочем, слово «удивлять» никак не определяет задачи самого художника. Это лишь возможная характеристика состояния критика при встрече с его искусством. Оно, повторю, обнаруживает неистощимую творческую фантазию и профессионализм.Художник редко прибегает к жанрам портрета или пейзажа. Однако герои его не лишены индивидуальных характеристик, а действие обычно разворачивается на фоне пейзажа. Его интересует человек не сам по себе, а мир, в котором он живет, без которого изображение для мастера не имеет смысла.

Оригинальность композиционного мышления, крупный план, четкость рисунка, активность светотени, сложное и динамичное сплетение объемов, плотное заполнение холста, внимание к детали характеризуют индивидуальную манеру художника. Пространство фона не велико и обычно определено пейзажем. Прочная связь с землей предков, их бытом, характерами, особенностями суровой, но прекрасной в своем аскетизме природы Северного Кавказа ощутимы буквально в каждом произведении мастера. Однако сказанное не характеризует в полной мере искусство Савкуева. Сюжетная завязка и способ ее воплощения являются не столько визуальной информацией, сколько инструментом (толчком) для размышлений о Земле, Людях, Природе, важнейших нравственных составляющих.



Прощание с Джолдашем. 150 х 200, холст, масло. 2008

Ассоциативность, метафоричность, символичность - обязательные составляющие произведений художника. Именно они рождают тот необходимый для него временной поток, который и связывает день сегодняшний с давно минувшим. Постоянным источником вдохновения для художника является нартский эпос. Он помогает постичь дух народа, особенность его быта и культуры, а самое главное, несет в себе огромный опыт нравственности. Не случайно его нередко называют кодексом чести и героизма черкесов (адыгов). Для Савкуева песни (стихи) этого эпоса - не далекое прошлое, а то постоянное, непреходящее, что и сегодня питает ум, сердце, и поступки кавказца. Эпос, по мнению художника, «продолжает твориться и сегодня, без него невозможно дальнейшее существование и развитие народа». А потому мастер не иллюстрирует его, а размышляет в своих живописных полотнах и скульптурах о человеке. Герои и события нартского эпоса дают повод для подобных размышлений. Сюжеты картин просты. Чаще всего это будничные сцены, связанные с рождением или смертью людей, их трудом, заботой о ближнем… Однако смысл работ никогда не ограничен повествованием, он несет в себе нечто большее - попытку постичь важные и вечные проблемы. Именно поэтому действия героев нередко приобретают ритуальный характер, характер церемониала.



Трясущие дерево. 150 х 200, холст, масло. 2006

В большинстве работ Савкуева ярко выражен дух коллективного начала образа жизни адыгов. Он отчетливо проявляет себя и в трудовых песнях (начало пахоты, выгон отары и т. п.), и в художественных формах народных зрелищ, и в религиозных церемониях. Это находит отражение и в нартском эпосе. Мотив «коллективизма» (в труде, праздниках, горестях, т.п.) делает работы художника похожими на притчи, сообщает им столь важную для автора временную протяженность («Пряхи», «Выход пахарей», «Уход», и др).Стремление к обобщению становится с годами все заметнее. Это сказывается не только в выборе тем, но и в особенностях их художественного решения. Особая роль принадлежит ритмической организации пространства. Это касается как собственно композиции, так и цветового решения. Не случайно в последние годы художник все чаще использует многочастные композиции, объединяя четыре или шесть работ вместе, тем самым создавая широкую панораму события («Поминальная молитва», 2008; «Времена года», «Древо жизни», 2009, и др).Главный герой нартского эпоса, женщина Сатаней, она - Мать Человечества. Для Савкуева женские образы чаще всего ассоциируются с женщинами его семьи. Находясь за тысячи километров от родных мест, он не забывает о близких ему людях. Их любовь, душевная щедрость и житейская мудрость всегда с ним. Многие живописные и скульптурные произведения навеяны воспоминаниями детства, рассказами и песнями бабушки и матери. Их образы прямо или опосредованно живут в его работах. В картине «Кормилица» (1998) запечатлена сцена кормления ребенка. Согбенная фигура изможденного человека, кажется, из последних сил удерживает младенца у вымени овцы. Компактно решенная сцена составляет неразрывное целое. В основе этого сюжета лежат рассказы матери о трагических днях вынужденного переселения балкарцев в Казахстан. Одновременно он напоминает и о давних обычаях горцев. Связь времен, человека и природы, постоянные составляющие жизни на земле, являются лейтмотивом многих произведений художника («Моление о дожде», 1996; «Проросший картофель», 1996; «Смерть дерева», 2000, и многие другие). Многие произведения художника отличает легкая ирония, добрый юмор, столь свойственный народным характерам («Влюбленное чучело», 2000; «Созерцающий», 2003; «Разговор», б/д; «Корабль дураков», 2004, и др).



Отец. 150 х 200, холст, масло. 2009



Прощание с бабушкой Джамшик. 200 х 150, холст, масло. 2007

Своеобразным символом времени, признаком постоянства, вечности становится в произведениях Савкуева природа - камни, вода, старые деревья. Время может убыстрять или замедлять свой ход, но оно неизбежно и неизбывно. «А в долинах вод дыханье и прозрачны родники», - напоминают строки нартского эпоса. Река Лескен, на берегах которой раскинулось родное селение художника, несет свои воды в Терек, воспетый не одним поколением поэтов и художников России. Ее берега каменисты, а холодные воды светлы, чисты и прозрачны или превращаются в мутный поток, в зависимости от времени года. Кряжистые деревья, даже поверженные, сохраняют свою силу («Смерть дерева» и др).Память художника, как большой старинный сундук, собрала вместе предания народа и портреты односельчан, предметы быта и звуковую «летопись жизни». Все это живет в сознании мастера в единстве, помогая создавать целостные, содержательно глубокие произведения. Их цветовая гамма тяготеет к монохромности. Серебристый тон обычно ведет основную мелодию. Он покрывает сединой камни, словно лунным светом пронизывает землю, объемлет сияющие дали. В нем есть некая таинственность и печаль, которая притягивает, завораживает. Другая тональность - теплая охра - встречается значительно реже. С ней художник нередко ассоциирует сцены детства.



У реки. Ветер. 180 х 200, холст, масло. 2003

Основу искусства Савкуева составляет энергичный, свободный рисунок. Он давно уже не делает натурных зарисовок, но благодаря приобретенному ранее опыту сегодня одинаково уверенно рисует фигуры людей в сложных ракурсах, любимых с детства лошадей, волов, ягнят, собак и кроликов, предметы быта, отдавая предпочтение светотеневой моделировке форм. Обычно его рисунки - готовые композиции для живописных полотен. В них уже найдена не только общая драматургия, но проработаны многие детали, определена общая интонация. Позднее в картине может быть несколько изменено пространственное решение, уточнены детали, но в целом замысел остается неизменным («Плывущие по реке», «Смотрящие в небо», и др.) Любимые графические материалы - карандаш, тушь, маркер, гелиевая ручка. Амплитуда их возможностей кажется художнику достаточной для передачи разнообразных тем и ощущений. Мягкое серебро карандаша привносит в изображение поэтичность, позволяет приблизиться буквально с ювелирной точностью к воспроизведению деталей («Кентавр в кольчугах», 1999; «Ангел-хранитель», 2000, и др.). Гелиевая ручка рождает большую жесткость, отчетливость и скульптурность форм, динамику («Буйволица», 1989, и др.). Ряд крупномасштабных рисунков посвящён непосредственно нартскому эпосу. Здесь использованы два цвета. В конфликте красного и черного убедительно переданы сцены борьбы, то особое напряжение, которым они сопровождаются («Бой Сосруко с Тотрашем», 2009, и др.). При работе над этими рисунками художник провел большую исследовательскую работу, реконструируя костюмы и оружие адыгов, стремясь достичь большей достоверности и историзма в изображениях.



Поединок Сосруко с Тотрашем (по Нартскому эпосу), 200 х 110, бумага, ретушь, сангина. 2009



Очарованный дровосек. 200 х 150, холст, масло. 2002

Хамид Савкуев современный художник. Его талант универсален. Он успешно работает в живописи, графике и скульптуре, вбирая все то, чем богат художественный опыт разных времен и народов. Однако постижение современной жизни всегда соотносится с вековыми традициями его народа, любовью к отчему дому, красоте родной земли и красоте души простого человека. Он, словно герой нартского эпоса Сосруко, рожден и закален землей своих предков и остается беззаветно ей предан. Впрочем, он напоминает и другого героя нартов - кузнеца Тлепша. Подобно ему, Савкуев буквально «выковывает лицо» своего народа и на своих могучих руках преподносит его миру.
И опять про Альмаматор любюимую.

Н.С. Кутейникова, кандидат искусствоведения,

профессор кафедры русского искусства гос. акад. ИЖСА им. И.Е. Репина,

заслуженный деятель искусств РФ



Молитва пастухов. 112 х 148, холст, масло. 1999



Гадающие на камнях II. 150 х 200, холст, масло. 2008



Спящий охотник. 150 х 200, холст, масло. 2008



Кормление птиц. 150 х 200, холст, масло. Feeding the Birds. 2009



Король Лир. 150 х 200, холст, масло. 2009



Кормилица. 200 х 300,  холст, масло.  2006



Белая река. 200 х 300, холст, масло. 1999



Саман II. 200 х 300, холст, масло. 2007

Previous post
Up