Истоки гуманистических идей Эриха Фромма

Sep 26, 2013 16:17

После чтения книги Райнера Функа «Эрих Фромм: Страницы документальной биографии» мне стало понятным, что Фромм в своих произведениях выступает не только как теоретик психологии, но и как проповедник гуманных отношений между людьми. Особенно, это видно в его последних работах. Вся книга «Иметь или быть» построена на доказательстве того, что человек может стать счастливым, только если он научится альтруизму, соучастию и заботе о других людях.
Встает вопрос, кто же заложил в него эти идеи?


Райнер Функ пишет: «Чем старше становился Эрих Фромм, тем чаще он рассказывал о своих еврейских предках и учителях; об их особом восприятии жизни, их жизненной практике. Еврейская среда, из которой вышел Фромм и связь с которой он сохранял до конца своих дней, не имела ничего общего со стереотипом жадных и поглощенных сделками дельцов: она была религиозной в подлинном смысле. Сам Фромм называл этот мир «докапиталистическим», «досовременным», а иногда и просто «средневековым», чтобы отделить атмосферу, в которой он был воспитан, от буржуазного духа времени на переломе XIX-XX вв.»

Его двоюродный дед по матери Даян Людвиг Краузе был известным талмудистом в Познани. От него Эрих Фромм регулярно получал указания по изучению Талмуда. Именно с ним и его влиянием были связаны юношеские мечты Эриха стать талмудистом и уехать в Познань. О характере этого человека красноречиво свидетельствует следующая история, рассказанная Эрихом Фроммом: «Однажды я спросил его, зная, что он меня любит: «Дядя, как ты думаешь, кем я стану?» - Я надеялся, что он скажет что-то хорошее. Он сказал - «Старым евреем!» И Эрих Фромм добавляет: «Это был вполне типичный еврейский ответ, выражающий неприятие всякого тщеславия».

Прадед Эриха по отцу, которого называли «Вюрцбургский рабби», был самым известным раввином среди баварских евреев. На юного Эриха производило сильное впечатление соответствие его убеждений и поведения в реальной жизни. Фромм писал о нем: «Он был во всем гармоничным и последовательным, и даже его противники признавали: всё, что он делал и говорил, исходило из убежденности и честности, и никогда не в ущерб кому-либо». Про него слагали семейные легенды.
Зелигман Бэр Бамбергер был знатоком священных книг и исследователем Талмуда. Он имел маленькую лавочку и жил очень бедно со своей многодетной семьей. Однажды он получил предложение, дававшее ему возможность немного дополнительно заработать, но при этом некоторое время он должен был проводить в разъездах. Жена сказала ему: «Соглашайся, ведь ты бы отсутствовал всего лишь три дня в месяц, а у нас было бы немного больше денег». Он ответил: «Неужели ты думаешь, что я должен это делать, ведь я потеряю три дня в месяц для занятий?» Под занятиями он понимал чтение Талмуда, которым он занимался, просиживая в своей лавочке. Если приходил покупатель, он с неохотой отрывался от Талмуда и несколько раздраженно говорил: «Разве нет другой лавочки?». Вот такой это был коммерсант.

Фромм вспоминал, что еще в детстве ему казалось очень странным, что люди жили ради зарабатывания денег: «Я приходил в недоумение, когда кто-либо в моем присутствии должен был признавать, что является дельцом, т. е., что всё свое время тратит на приобретение денег. Мне было стыдно за него, что он вынужден в этом признаваться».

В какой мере Фромм был чужд обществу наживы, свидетельствует и такой факт. Одна его знакомая, будучи литературным агентом, случайно обнаружила в 1979 году, насколько смехотворный гонорар он получил от массового немецкого издания его книги «Искусство любить». К этому времени было продано около миллиона экземпляров его книги, а Фромм не обратил внимания на несоответствие между тиражом и гонораром. Деловая сторона его не интересовала, и вовсе не потому, что он был обеспечен, а потому, что просто не желал тратить на нее свои силы.

Незадолго до смерти Фромм признался в одном интервью: «С тех пор, как я стал способен мыслить, я оставлял утро для теоретической работы, т.е. придерживался правила: утром не заниматься делами, связанными с заработком. У меня всегда было чувство: утро принадлежит мысли, а не заработку».

Действительно, в качестве психотерапевта, т. е. ради заработка, Фромм работал только после обеда и никогда утром. Утро посвящалось занятиям: в юности изучению текстов Талмуда, позднее - изучению научной литературы и текстов буддистских, исламских, христианских и иудейских мистиков, а в ещё более поздний период жизни также и собственному творчеству.

Всю свою жизнь Фромм ориентировался на жизненную практику еврейских знатоков священных текстов, ярким примером которой был его прадед. Он писал о себе: «Это был именно тот мир, в котором я чувствовал себя своим. Хотя я вырос целиком в современном мире, что касается школы и так далее, но я никогда не чувствовал себя в нем своим. Моей родиной был, собственно говоря, добуржуазный мир... В принципе это сохранилось и по сей день, т.е. я все еще чувствую себя чужим в мире, целью которого является заработать как можно больше денег. Именно это я всегда ощущал как извращение». Именно здесь можно увидеть корни противопоставления двух способов бытия: быть или иметь.

Фромм не был просто прекраснодушным проповедником. Он был активным участником всевозможных движений и объединений в поддержку гуманистических идей на международном уровне.
С опубликованием «Путей выхода из больного общества» Фромм вступил на политическую арену американского общества. Вскоре после появления книги он стал членом Социалистической партии США и сформулировал ее новую программу (1960), с которой были ознакомлены все члены партии.

Второй формой политической активности являлись участие в политических движениях. Это, прежде всего, движение в защиту мира и инициативы по разрядке и разоружению, в которые в период 1957-1968 гг. Фромм вложил много времени, сил и денег. В эти годы он активно выступал за последовательную политику разоружения, даже за одностороннее разоружение США.

Третьей формой политической активности были статьи и книги, с одной стороны, преследовавшие просветительские цели, с другой - содержавшие анализ актуальной политической ситуации.

Четвертая форма его политической активности - это коллективные или личные обращения к политикам, подписи под соответствующими резолюциями. Когда осенью 1962 г. Фромм в качестве наблюдателя присутствовал на Московской конференции по разоружению, он использовал возможность своего 20-минутного выступления, чтобы обратить внимание мировой общественности на судьбу Хайнца Брандта, осужденного в ГДР в 1962 г. на 13 лет тюремного заключения, чем помог его досрочному освобождению.

В книге Райнера Функа приводится много фактов, указывающих на то, что Эрих Фромм, как и его прадедушка, был гармоничной личностью, и его гуманистические идеи находили прямое воплощение в реальных делах.

жизненные ценности, воспитание, мораль, знаменитости

Previous post Next post
Up