Меня всегда интриговала личность Гумилева и его странная поэзия, и чем больше я о нем читала, тем больше запутывалась в противоречиях его поступков и его судьбы. Недавно я вышла на сайт (
http://gumilev.ru/biography) , где собраны воспоминания о нем, и погрузилась в них с головой, настолько они оказались интересными. А главное, после их чтения мне хотя бы немного стала понятна его личность.
Сначала о противоречиях.
Даже его внешность вызывала двойственную оценку у окружающих:
![](http://ic.pics.livejournal.com/ira_zorina/29497286/40858/40858_300.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/ira_zorina/29497286/40470/40470_300.jpg)
Жена брата: «Вышел ко мне молодой человек 22-х лет, высокий, худощавый, очень гибкий, приветливый, с крупными чертами лица, с большими светло-синими, немного косившими глазами, с продолговатым овалом лица, с красивыми шатеновыми гладко причесанными волосами, с чуть-чуть иронической улыбкой, необыкновенно тонкими красивыми белыми руками. Походка у него была мягкая и корпус он держал чуть согнувши вперед. Одет он был элегантно».
Алексей Толстой: «Он, как всегда, сидел прямо - длинный, деревянный, с большим носом, с надвинутым на глаза котелком. Длинные пальцы его рук лежали на набалдашнике-трости. В нем было что-то павлинье: напыщенность, важность, неповоротливость. Только рот у него был совсем мальчишеский, с нежной и ласковой улыбкой».
Александр Куприн: «В нем было нечто, напоминающее какую-то дикую и гордую перелетную птицу: маленькая, круглая сзади, голова на высокой шее, длинный прямой нос, круглый глаз со сторожким боковым взором, неторопливые движения».
Художник С. Маковский (друг, в чьей квартире Гумилев жил в Петрограде): «Юноша был тонок, строен, в элегантном университетском сюртуке, с очень высоким, темно-синим воротником (тогдашняя мода) и причесан на пробор тщательно. Но лицо его благообразием не отличалось: бесформенно-мягкий нос, толстоватые бледные губы и немного косящий взгляд (белые точеные руки я заметил не сразу). Портил его и недостаток речи: Николай Степанович плохо произносил некоторые буквы, как-то особенно заметно шепелявил…».
В его отношениях с женщинами тоже много непонятного. Он часто влюблялся и заводил романы, но также часто получал отказы на предложение руки и сердца. Мог вести игру «на несколько фронтов». Получив «отставку» у Дмитриевой в Крыму (там она увлеклась Волошиным), по дороге в Петербург заехал к Ахматовой в Киев и в очередной раз сделал ей предложение, опять завершившееся неудачей. Он долго добивался Анны Горенко (Ахматовой), а когда они стали супругами, он смог подчинить ее себе настолько, что все окружающие отмечали, что она ходила за ним, как послушная ученица. Он некоторое время запрещал ей печатать свои стихи, и она долго прислушивалась к его мнению, как редактора журнала. Но поскольку она была гордой и свободолюбивой, такая модель брака не смогла долго продержаться.
Если говорить о его деловых качествах, то здесь тоже много противоречивого. С одной стороны, он проявлял деловую хватку, организуя литературные журналы, руководя кружком молодых поэтов, выступая с лекциями. Зимой 1910/11 годов им был основан первый Цех поэтов. Он много писал и переводил. Он проявил себя смелым боевым офицером во время Первой мировой войны, получив два Георгиевских креста, которым награждали за личное мужество.
С другой стороны, он был полон романтических фантазий, которые побуждали его совершать экспедиции в экзотические места. Он совершил две поездки в Абиссинию. Первый раз в 1908 году (в 22 года) он побывал там один. Второй раз в 1913 он поехал вместе со своим племянником, согласовав маршрут с Академией наук. Он привез оттуда много экспонатов для Музея антропологии и этнографии (Кунсткамеры). Себе он оставил чучело черной пантеры с оскаленными зубами, которое пугало гостей.
Странными выглядят его две попытки самоубийства, приходящиеся на его парижский период 1906-1908 годов. Сначала он решил утопиться, для чего прибыл из Парижа в нормандский городок Трувиль (что уже несколько странно с бытовой точки зрения). Он долго ходил по берегу моря (видимо, выбирая место), где его заприметили полицейские и отвели в участок. Об этом происшествии писали в газетах. Этот случай стал известен знакомым и был поводом для насмешек. Второй раз он решил отравиться с помощью яда в Булонском лесу. Он лег на траву, положил в рот кусочек (как он думал) цианистого калия. На некоторое время он потерял сознание (как он рассказывал Алексею Толстому), потом очнулся и обнаружил, что жив.
Не менее странной и даже пародийной является его дуэль с Волошиным на Черной речке (!) в 1909 году. Поводом для нее послужила вышеупомянутая Дмитриева (она же Черубина де Габриак). Пародийной эта дуэль является потому, что Волошин не умел стрелять, а его секундант А.Толстой вместо пыжей засунул в пистолеты обрывки своего носового платка. В результате Гумилев промахнулся, так как пистолет был неправильно заряжен, а у Волошина пистолет два раза дал осечку. Гумилев требовал, чтобы Волошин стрелял в третий раз, но секунданты, посовещавшись, объявили, что дуэль окончена.
Эти три случая говорят о том, что Николай Гумилев в этот период, а, может быть, и позднее искал смерти или, по крайней мере, ее не боялся, о чем говорит и его бесстрашие во время небезопасных африканских экспедиций и во время войны.
Его трагическая гибель тоже связана с его характером. Он был расстрелян по обвинению в контрреволюционном заговоре 26 августа 1921 года. Он не скрывал своих монархических взглядов. Александр Куприн так сформулировал свою точку зрения на это событие: «Никогда, ни в каком заговоре он участвовать не мог. Заговор - это стая. В обезумевшей, голодной, холодной России, заведенной за пределы того, что может стерпеть человек, - заговор из пяти людей уже не заговор, а провал и катастрофа. А у Гумилёва был холодный, скептический и проницательный ум. Я не думаю также, чтобы он удостоил допросчиков каких-нибудь разъяснений по поводу своего политического символа веры».
Ну, а теперь с теми, кому хватило терпения дочитать до этого места, я поделюсь своими соображениями относительно личности Гумилева. Но для этого надо еще немного сказать о его детстве, поскольку все корни характера любого человека начинаются там.
Николай родился маленьким и худеньким и до десятилетнего возраста был очень слаб здоровьем. Он страдал сильными головными болями и обладал повышенной чувствительностью к звукам (например, к уличному шуму). Чтобы облегчить страдания, ему постоянно закладывали в уши вату. Только в 15-летнем возрасте у него прошли головные боли. Мальчик терпеливо переносил все неприятности, связанные с его слабым здоровьем, был тихим, редко плакал.
У него также были проблемы с речью: он не произносил буквы «л» и «р», а глухой выговор и какое-то усилие при произношении слов у него остались навсегда, несмотря на все старания избавиться от этого недостатка.
Из-за слабого здоровья мальчик не смог заниматься в гимназии, поэтому ему пригласили домашнего учителя. Николай увлекся зоологией и географией. Дома развел разных животных - морских свинок, белых мышей, птиц, белку.
К подростковому возрасту Николай окреп настолько, что стал осваивать верховую езду. Он носился и на оседланных, и на неоседланных лошадях и смелостью своей вызывал восторг товарищей. Про него пишут: «В этих играх Гумилёв выделялся абсолютно взрослой храбростью при всей своей милой наивности, и резкой вспыльчивостью при бесконечной доброте. А за чрезвычайной гордостью его скрывалась крайняя застенчивость». Еще у него было соперничество с родным братом Дмитрием, который был на два года старше Николая и отличался привлекательной внешностью и крепким здоровьем. Николай всё время доказывал своё лидерство в их отношениях.
Думаю, что эти обстоятельства его детства привели к тому, что у него сформировался комплекс неполноценности из-за своей физической слабости, который он старался всеми силами преодолеть. Психоаналитик Альфред Адлер ввел понятие сверхкомпенсации для обозначения тех случаев, когда человек, имея какие-то физические или психические недостатки, с помощью невероятных усилий достигает больших результатов, чем люди с нормальными данными. Подобную сверхкомпенсацию можно наблюдать у Николая Гумилева.
Еще в детстве Николай стал тренировать свою волю и своё тело вопреки медицинским ограничениям и демонстрировать бесстрашие. Став взрослым, он продолжал удивлять своих знакомых, по собственной воле отправляясь в опасные экспедиции. На войну он пошел вопреки медицинским показаниям. У него нашли астигматизм (заболевание глаз), который не позволяет призывать мужчин в армию, но он упросил врача, чтобы ему дали допуск, и пошел на фронт, где проявил отвагу.
В общении с женщинами он чувствовал, что у него есть дефекты внешности и речи, которые снижают впечатление от его личности, но с помощью ухоженной внешности, спортивной фигуры, светских манер, а главное, поэтического дара и большой эрудиции он завоевывал сердца красавиц. Когда у него случались неудачи в сердечных делах, он огорчался, страдал, но не сдавался, и продолжал осаду крепости, как настоящий воин. После нескольких лет такой осады Анна Горенко согласилась стать его женой, хотя любила другого человека.
Разумеется, несоответствие между его идеальным Я и реальным Я им осознавалось и ранило его душу. Но оно же было и источником его творчества, потому что любовная лирика легче всего рождается в страдающем сердце.
Николай Гумилев был романтической натурой. Лучше всех о нем сказал Александр Куприн: «Странствующий рыцарь, аристократический бродяга, - он был влюблен во все эпохи, страны, профессии и положения, где человеческая душа расцветает в дерзкой героической красоте. Когда читаешь его стихи, то думаешь, что они писались с блестящими глазами, с холодом в волосах и с гордой и нежной улыбкой на устах».