Я уже рассказала о талантах своей мамы в качестве создателя театральных костюмов и масок. Но еще более поразительного мастерства она достигла в искусстве вышивания. Главной портнихой в нашей семье была моя бабушка Софья Васильевна. Она была рукодельницей смолоду, поскольку ее мама была портнихой у господ и шила для них очень сложные платья. Шитье одежды мою маму не заинтересовало, зато она увлеклась вышиванием.
После войны многие женщины вышивали, чтобы хоть как-то украсить свои жилища. Для этого продавались, как и сейчас, трафаретные рисунки с нанесенным узором, по которому надо было вышивать крестиком разноцветными нитками.
Мама, как творческий человек, не могла удовлетвориться теми рисунками, которые передавали женщины друг другу, поэтому она разработала свою технику вышивки. Она находила какую-нибудь интересную картину на почтовой открытке, фотографировала ее с большим увеличением. Затем с помощью знакомых художников проецировала негатив на белую ткань, предварительно разрисованную на клетки, и обводила контуры предметов.
Потом она вышивала картину, глядя на эту открытку. Мне кажется просто невероятным, как ей удавалось вышить так, что потом фотографию ее картины нельзя было отличить от самой открытки.
При этом она не придерживалась в процессе вышивания картины только одного типа вышивки (крестиком или гладью). Она могла накладывать стежки, как художник кладет мазки, но только ее стежки были всегда мелкими. На прилагаемом мной портрете девочки видно, что там есть вышивка крестиком и гладью.
Я вынула картину из рамы, чтобы стекло не мешало разглядеть стежки.
Вышивала она картины самыми разными нитками, в основном мулине и шелком. Для вышивки шелком она отрезала кусок ленты нужной длины и расцветки и выдергивала из нее тончайшие нити, которыми вышивала.
Не менее удивительными были и сюжеты ее картин. Так, например, мама сделала вышивку по картине польского художника Генриха Семирадского «Христианская Дирцея в цирке Нерона», написанной им в 1897 году. Сюжет картины был взят художником из книги «Антихрист» французского писателя и историка Э.Ренана. Одним из «театрализованных» видов казни римлянок-христианок было привязывание их к свирепому быку, которого гладиаторы гоняли по арене цирка, в результате чего женщина погибала вместе с быком. На переднем плане в центре картины изображён убитый бык и лежащая рядом с ним мёртвая «христианская Дирцея» - красивая обнажённая женщина с золотистыми волосами, привязанная к быку верёвками, увитыми цветами. Слева от них в фиолетовой тоге, вышитой золотом, стоит император Нерон, который спустился с трибун, чтобы лучше рассмотреть свою жертву.
Прошу прощения за качество снимка.
На другой картине, выполненной в черно-белых тонах, изображена сцена из оперы «Аида». Я выставила фотографию, где эта картина представлена среди других экспонатов выставки. На этой же фотографии слева видна еще одна мамина картина «Встреча в пути», на которой изображены двое саней на дороге. К сожалению, я забыла, по какой картине сделана была эта вышивка.
Мама также любила сюжеты, на которых изображены влюбленные пары. Мама вышила более десятка картин, две из которых она подарила музею в Пинске.
Для нас с сестрой мама с бабушкой вышили два больших ковра (1,5 на 2 метра) шерстяными нитками. На моем ковре была девочка с кроликом и собачкой, а на ковре сестры - картина С.Соломко «Прельститель», изображающая романтическую сцену из боярской жизни.
Девочка с собачкой
Ковер.
Эти ковры, а также картины мамы, экспонировались на выставке прикладного искусства в Пинском краеведческом музее. Мамины работы посылали на выставки в Брест, в Минск, и везде они вызывали заслуженное восхищение. Мама мне рассказывала, как в Минске на выставке иностранцы подошли к ней и стали упрашивать ее продать им ее картину за большие деньги. Но иметь дело с иностранцами в 60-е годы было чревато неприятностями, поэтому мама отказалась от предложения.
Вышивание таких сложных полотен требовало большого кропотливого труда, поэтому с возрастом мама перешла на более простые работы. Кроме того, она стала делать из ткани фигурки героев мультфильмов и животных. Но об этом я расскажу в следующем сюжете.