Синдром эмоционального выгорания

Sep 01, 2012 10:23


В продолжение темы о речи врачей выставляю еще один отрывок из книги «Диалоги о Человеке говорящем и пишущем» http://ira-zorina.livejournal.com/37954.html
Моим соавтором является известный психолингвист и психотерапевт Валерий Павлович Белянин.



В.П.: Нельзя забывать, что люди, приходящие на приём, могут иметь заметные отклонения от обычного поведения: быть крайне замкнутыми, агрессивными, демонстративными, раздражительными, критичными, поэтому речевое поведение психотерапевта должно быть очень пластичным. Он должен иметь большой запас толерантности в отношении их речевых выпадов. И быть готовым к недовольству и даже к агрессии в отношении себя.

И.П.: Необходимость ежедневного общения с такими людьми может сформировать у психотерапевта состояние, которое получило название синдром эмоционального выгорания. Его впервые описал в 1974 г. американский психиатр Х. Френденбергер. Он дал ему название "burnout" и применил для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с пациентами (клиентами) в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Синдром эмоционального выгорания наиболее часто (от 30 до 90% работающих), возникает у представителей помогающих профессий: врачей, учителей, психологов, социальных работников, спасателей, работников правоохранительных органов. Почти 80% врачей психиатров, психотерапевтов, психиатров-наркологов имеют различной степени выраженности признаки синдрома выгорания. Как он может отразиться на речи психотерапевта?

В.П.: Поскольку одним из симптомов синдрома эмоционального выгорания является личностная отстраненность, то это может проявиться в утрате психотерапевтом интереса к клиенту. Он начинает воспринимать его на уровне неодушевленного предмета. Речь психотерапевта может стать сухой, невыразительной, монотонной, или в ней может сквозить раздражение, негативизм в адрес клиента. Он может в глубине души даже ненавидеть клиента. Один психотерапевт сделал такое признание: «Однажды, когда я почувствовал, что клиент, который придёт в 9 утра в субботу ко мне на приём, мне совершенно не интересен, и мне не нужна его депрессия, я понял, что пора что-то менять. И я стал писать книги».

Психотерапевтическая практика требует хорошей энергетики, а синдром эмоционального выгорания сопровождается чувством усталости, истощения душевных и физических сил, поэтому психотерапевт с таким синдромом оказывается просто не в состоянии работать.

И.П.: Интересно, что этот синдром больше всего характерен для тех людей, которые очень ответственно подходят к работе, буквально «горят на работе». Есть интересные данные о типах медицинских сестер, для которых это наиболее характерно. Первый тип - «педантичный», характеризующийся добросовестностью, возведенной в абсолют, чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (даже в ущерб себе). Второй тип - «демонстративный», стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Этому типу свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной рутинной работы. Третий тип - «эмотивный», состоит из впечатлительных и чувствительный людей. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением.

В.П.: Психотерапевтам тоже не следует быть излишне эмпатийными и эмотивными. И.Д.Даренский дает ряд рекомендаций для профилактики синдрома выгорания. Вот некоторые из них:

·                        избавиться от опасения быть обиженным клиентами;

·                        не принимать на свой счет выпады клиента;

·                        отрицать конфликт с клиентами;

·                        избегать чрезмерных эмоций;

·                        проявлять сдержанность в словах и чувствах;

·                        настроиться на молчаливую серьёзность;

·                        не относиться к клиенту как к "испорченной машине";

·                        принимать клиентов такими, какие они есть;

·                        оказывать эмоциональную поддержку клиенту;

·                        быть хорошим слушателем;

·                        оказывать молчаливую поддержку;

·                        обращаться к клиенту в уважительной и доверительной форме;

·                        избегать споров с клиентами;

·                        стремиться убедить собеседника.

И.П.: Замечательные советы. Мне кажется, их следует придерживаться в любом общении.

общение, психолингвистика, психотерапия, межличностное общение

Previous post Next post
Up