Оригинал взят у
alexey5351 в
Отношения временного неравенстваЭтот термин, придуманный Jean Baker Miller, описывает отношения в которых есть человек в привилегированной позиции - более сильный, ресурсный, обладающий властью, и человек в позиции меньшей ресурсности и власти. Например отношения родителя и ребенка, врача и пациента итд. Отношения неравные. Суть временного неравенства в том, что одна из целей отношений - это установление равенства (ресурсов), то есть, например, взросление детей и выздоровление пациента. Опека заканчивается, когда дети становятся взрослыми, лечение - когда пациенты становятся здоровыми. Пока же дети взрослеют, то в отношениях временного неравенства более сильный в определенном смысле служит более слабому.
В траматичных отношениях неравенство тоже есть , но отношения строятся наоборот. Во-первых слабый служит сильному. Во-вторых отношения не заканчиваются. У сильного нет цели устранить неравенство, он в неравенстве заинтересован. Слабый не имеет возможности для адекватного и здорового взросления, и попадает в цикл зависимых отношений от насильника, которые продолжаются внутри - психологически, даже когда физически насильника больше нет рядом. Развивается дезадаптивный стиль привязанности к насильнику, в которых человек чувствует, что плохие отношения лучше чем вообще никаких. Более того, ищет партнеров, попадающих в этот сценарий, а в отношениях где насилия нет чувствует недостимуляцию, чувствует что чего-то не хватает. Обычно не хватает страсти, возбуждения, итд. Кроме того, чувствует что в отношениях постоянно присутствует третий (образ насильника.) В этом смысле сексуальное насилие в детстве ломает взрослое развитие сексуальности. Человек получает очень сильное, ненасытное желание и одновременно отрез путей к удовлетворению этого желания с реальным партнером - это практически рецепт ретравматизации и постоянного стресса.
Отношения в семьях, когда ребенок начинает играть роль помимо своей роли ребенка, например быть любовницей отцу и подругой или младшей сестрой маме , это по сути своей зависимые, гипер-стимулирующие, травматичные отношения. В здоровом взрослении у ребенка есть одна роль - роль ребенка.
Бывают варианты смены ролей когда ребенок еще в детстве принимает на себя родительские функции по отношению к взрослому отцу или матери. В этом сценарии у ребенка нет возможности чтобы более сильный взрослый удерживал его сильные эмоции и помогал с ними справиться, развивал способность ребенка к ментализации. У ребенка в этом случае не развивается внутренний успокаивающий образ и, взрослея, он склонен полагается на внешние источники успокоения, например на наркотики, алкоголь, итд.
По мотивам:
Cherchez la Femme, Cherchez la Femme. by P. Hollander. Psychiatry 67 (3) Fall 2004
Источники
http://rabota-psy.livejournal.com/264570.html Miller J.B. 1976.Toward a New Psychology of Women. New York: Beacon Press.
Recent Developments: Mentalization Based Therapy (MBT) for Borderline Personality Disorder. By Anthony Bateman.
http://www.youtube.com/watch?v=rI7sQwY3xu0 http://rabota-psy.livejournal.com/266848.html