Я тут за три дня две потрясающих книжки прочитала, но очень трудно высказаться, потому что нельзя было, наверное, так концентрированно их читать - каждая требует того, чтобы потом долго над ней думать.
На первую - "Сила и слава" Грэма Грина вдохновила рецензия, кажется, на "Правмире", но точную ссылку не приведу. Книга о гонениях на церковь в Мексике в 30-е годы, которые были покруче, чем в то же время у нас (хотя казалось бы, куда уж?). О единственном священнике, который остался, вынужден был скитаться от деревни к деревне, прятаться, начал пить, зачал ребёнка - в общем, на первый взгляд, персонаже совершенно отрицательном. Но он осознаёт, какой он, понимает, что ему придётся умереть, и искренне стыдится, что кто-то может подумать, что он мученик, а мученики не должны быть такие. Мечтает исповедоваться перед смертью. Почти спасается бегством, и добровольно возвращается, вызванный запиской к умирающему бандиту, который просит об исповеди. При этом осознаёт, что это ловушка, что он будет схвачен, что человек, пришедший за ним - предатель, охотящийся за наградой за его поимку, и всё-таки идёт, и погибает, как мученик. Это невозможно пересказать, это настолько потрясающе написано, что это надо читать, много думать и (я уверена) перечитывать и снова думать.
За вторую книгу спасибо порекомендовавшим
papa_rimsky2003 и
ietotojeja. Это "Два брата" Бена Элтона - о Германии времен национал-социализма - главные герои рождаются в один день с национал-социалистической партией Гитлера. О дружбе, любви, преданности и подлости. О том, как в невыносимых условиях кто-то становится героем, а кто-то - подлецом. О том, что от бытового антисемитизма ("вы хорошие евреи, это там, в Америке другие") до погромов - расстояние чуть меньше вытянутой руки. И это было бы ничего, если бы можно было сказать, что это же всё в прошлом, это в Германии, это давно, сейчас же нет ничего такого. Но кто из нас не слышал фразу: "Есть и хорошие евреи, у меня у самого много друзей-евреев, но есть же и другие..." К сожалению, мне попадались и люди, считающие себя православными, которые рассказывают про "мировое правительство" и "мировой сионизм". Я вот прямо кожей чувствовала, что это не просто бред сумасшедшего, а что это мерзко, и что это опасный бред, но не могла сформулировать, почему. И вдруг до меня дошло - потому, что ведь всё это уже было чуть больше ста лет назад. И именно на таком "бытовом антисемитизме" населения целой страны сыграла свою партию кучка маньяков, утопив всю Европу в крови. И дело не только в антисемитизме, а в том, что как только про какую-то группу населения человек подумает: "Да, среди них есть и нормальные, но вообще они все там редиски!" - он моментально становится потенциальным инструментом для манипуляции очередного гитлера. И что если нам кажется, что "африканцы все нормальные, но африканский зять для дочери - это уж слишком" - значит, мы уже на пути к точке невозврата.
Обе книги чем-то неуловимо похожи. Тем, что и там, и там описаны гонения на группу невинных людей с согласия большинства. Тем, что прекрасно написаны, и, несмотря на тяжёлый сюжет, сразу погружаешься в него с головой. Что такое страшное хочется не развидеть, а перечитывать, обдумывать, а проглотив, откладывать и возвращаться. Тем, что жизнь делится на "до прочтения" и "после".
И да, моя бы воля, я бы их поместила во все церковные лавки вместо большинства из того, что там продаётся под соусом "православной художественной литературы". Несмотря на то, что они не православные, а во второй вообще как бы ни слова нет о христианстве.