Jun 20, 2015 23:36
Господь говорит нам, что Царство Божие - это не только то, что ожидает нас за порогом смерти, но к нему мы можем приобщаться уже в земной жизни. Именно тогда земная жизнь и обретает свое подлинное и полноценное религиозное измерение, когда мы соединяем Божественную вечность с нашим временем жизни, когда Царство Небесное становится реальностью нашего духовного религиозного опыта. Это происходит тогда, когда мы молимся, когда причащаемся Святых Христовых Таин и ощущаем присутствие Божие в нашей жизни; когда мы осознаем, что Христос Воскрес, чтобы открыть нам путь в Царство Небесное.
И эта вера, этот Божественный свет преображают всю нашу жизнь. Эта радость о Воскресении Христовом наполняет смыслом.
Чудеса происходят не потому, что Бог хочет человеку что-то показать, что-то доказать или чему-то научить, но просто потому, что Он присутствует и действует среди людей, а для Бога вполне естественно совершить чудо, для Него - это вполне естественное средство общения с людьми.
***
Когда Христос сошел во ад, тот озарился, потому что никогда не было такого, чтобы в аду, в этих темных безднах, вдруг просияло Божество. Так же, как никогда не было до пришествия в мир Господа Иисуса Христа, чтобы здесь, на земле, в нашем человеческом сообществе, жил Сам Воплотившийся Бог.
Все это было необходимо для того, чтобы победа Господа Иисуса Христа над смертью приобрела вселенский характер, чтобы она коснулась каждого человека - не только живущего и имеющего жить на земле, но и тех, которые еще до Христа прожили свою жизнь и перешли в мир иной.
***
Святым, жившим на этой Земле людям, было так же тяжело, как и нам, так же трудно. Но их стремление к Богу, их стремление служить Богу побеждало всё - побеждало слабости, побеждало грехи. Повернувшаяся к Богу, побеждала, освящалась человеческая душа. Это не значит, что эти люди не грешили. Это лишь означает, что они верно определили главную цель собственной жизни - служение Богу и исполнение воли Его.
***
Мы призваны, прежде всего, любить Господа: не отвлеченно или интеллектуально, не просто верить в Бога «где-то там, на небесах, что-то есть»; мы призваны любить Его всем своим сердцем, всей душою и всем помышлением, то есть всем нашим человеческим естеством; любить так, что все, что бы мы ни делали, проистекало из этой любви.
В христианской заповеди любовь к Богу и любовь к ближнему даны в единстве. Господь милостив к нам, Он не призывает нас любить ближнего больше себя самих - так, как Он возлюбил всех Своих ближних. Господь говорит: «Возлюби ближнего как самого себя»(Мф. 22, 39). Все то, что мы желаем себе, мы должны желать нашим ближним, все, что мы хотели бы получить в этой жизни, мы должны по возможности давать нашим ближним. И ту любовь, которую мы получаем от других людей, Господь призывает дарить нашим ближним.
***
Христос не говорит всем Своим последователям, что они должны отказаться от материального богатства, от семейных уз, от обычных человеческих земных благ, все бросить и последовать за Ним. Эти слова Он обращает только к некоторым Своим апостолам и к тем, кто в последующих поколениях христиан готов на этот призыв ответить.
Ко всем же остальным Господь обращает другие слова: Он призывает их, во-первых, исполнять заповеди, на которых на протяжении веков строились законы человеческого общежития. И, во-вторых, говорит о том, что спасение, которое по человеческим меркам кажется невозможным, возможно для Бога. Поэтому, если человек не готов все свое имение раздать нищим, чтобы последовать за Христом, это не значит, что двери в Царство Небесное для него закрыты.
Земные стяжания являются для человека препятствием на пути к Царству Небесному и вечной жизни, только если тот отдает свое сердце этим стяжаниям и становится их рабом, если земные богатства становятся ценностью номер один и он не готов расстаться с ними, когда того потребует Господь.
Господь не от всех требует отказаться от всего, но от каждого из нас Он ждет, что мы будем ставить на первое место Его и Его Божественные заповеди, а все остальное станем использовать для своего блага и блага своих ближних, в том числе и материальные богатства. Господь дает богатство для того, чтобы мы стали его добрыми распорядителями и распоряжались тем, что находится в наших руках, таким образом, чтобы все это приносило пользу людям.
Это касается не только материальных ценностей, но и других богатств, которыми человек одарен. Ведь одному человеку Господь дает много денег, другому - много ума, третьему - сердце сострадательное и милосердное, а четвертому - еще какие-то способности, дары или возможности. И нет такого человека, кто не имел бы что-то, чем он мог бы поделиться с другими, кому нечем было бы одарить ближних, если б он того захотел.
***
Если жизнь твоя совершенно свободна от уз, живи для одного Христа, отказавшись от всего, будь светлой, мудрой, рассудительной девой, и чистым женихом своего сердца имей Слово. А если овладела тобою любовь к тому ребру, от которого ты отделена, то и заботься об этом одном милом ребре, питая к нему добрую, благородную, а не порочную любовь; с другими же страстями не будь знакома и вовсе.
Святитель Григорий Богослов
Владыка Иларион,
мысли о высоком