Эта живописная страна, испещренная долинами и горами, лежит между Иудеей и Галилеей, она тянется от равнины Саронской к Иордану и граничит к северу с Изреельской равниной.
После свержения и изгнания Архелая Ирода Самария составляла часть Иудейской провинции и управлялась римскими наместниками.
Древними писателями восхвалялось её плодородие, пастбища, молочные продукты, изобилие плодов и источников.
Очертания гор Самарийских мягки, холмы имеют приятную округлость, долины отличаются простором, воды ее спокойны.
Самаряне были постоянным предметом ненависти всех жителей Палестины, как галилеян, так и иудеев. Эта ненависть продолжалась много веков, и время ее только обостряло. Первой причиной этой ненависти послужило отделение десяти племен израильских, поколебавшее единство царства Давида. Затем последовало падение царства Израиля. Опустошенная выселением, Самария не могла противиться вторжению иноземных переселенцев, явившихся по приказанию Салманасара. Кровь Ефрема смешалась с кровью язычников. Хотя религия Моисея осталась главенствующей у самарян, тем не менее израильтяне отказывались признавать их за братьев; они прибавили к прежней ненависти еще и презрение.
Когда иудейские переселенцы под предводительством Зоровавеля прибыли из Вавилона и, руководимые внушениями Ездры и Неемии, задумали восстановить Иерусалим и его Храм, они с негодованием оттолкнули содействие самарян. Это было жестокое оскорбление. Прошло два столетия, а самаряне все еще не могли забыть такой обиды. Манассия воспользовался этой распрей и построил на горе Гаризим храм, который мог соперничать с Иерусалимским. Такое посягательство на святыню удвоило вражду истинных евреев против еретиков и отступников. Самарянский храм был разрушен в 129 г. до Р. X. Развалины существуют и теперь, а гора, лишенная своей святыни, остается все-таки предметом поклонения побежденных самарян. Малочисленные отпрыски этой еврейской секты, оставшиеся еще в живых, называют ее и теперь святой, благословенной. И как иудеи в час молитвы обращают взоры на Сион, точно так же взирают самаряне на Гаризим.
В эпоху Иисуса Христа отношения между евреями и самарянами нисколько не утратили прежней враждебности. Она становилась даже глубже. Проходить Самарию по пути в Иерусалим было небезопасно. Многие галилеяне, чтобы миновать ее, направлялись в Иорданскую долину чрез Саронскую равнину. Самаряне мстили насилием за презрение, они отказывали даже в приюте.
Остракизм, которому самаряне были подвергнуты в течение нескольких веков, сделал их чуждыми религиозному развитию израильтян. Самаряне довольствовались Пятикнижием, учение же фарисеев не имело доступа к ним. Единственной точкой соприкосновения между самарянами и евреями было в это время ожидание Мессии, великого пророка, предвозвещенного Моисеем. Однако у самарян надежда эта имела характер исключительно религиозный; она была свободна от всякого политического честолюбия или земных мечтаний. Великий пророк, по ожиданию самарян, не властитель вселенной, как у евреев, а только посланник, подобный Моисею, законодатель, реформатор, роль которого предполагалась исключительно нравственная и духовная.
Вся древняя земля Ханаанская полна воспоминаниями. Наиболее священные сосредоточены вокруг древнего Сихема. Город этот был построен между горами Гевал и Гаризим. Это место пересечения двух дорог, одна из которых идет к «великому морю» (Средиземному), Иордану и землям, лежащим по ту сторону, другая соединяет с Месопотамией, Халдейской равниной, Египтом.
Иаков, возвращаясь из Месопотамии, где он прослужил два раза по семи лет у дяди своего Лавана, раскинул здесь свои шатры и воздвигнул жертвенник Всемогущему Богу Израиля. Патриарх купил часть поля (Быт., XXXIII. 19) близ Мамврийской дубравы и вырыл там глубокий колодезь для своих стад.
Умирая в Египте, Иосиф пожелал быть похороненным на этом месте. Покидая землю фараонов, Моисей вспомнил последнюю волю великого человека и взял с собой кости Иосифа, которые перенес на границу земли Ханаанской (Исход, XIII. 19.). Иисус Навин похоронил их на поле, купленном Иаковом у сыновей Еммора евеянина (Иисус Навин. XXIV, .12).
Там же, на склонах Гевала и Гаризима, Иисус Навин расположил двенадцать племен и заставил произнести благословения и проклятия, которые мы читаем во Второзаконии.
Разросшийся Сихем сделался столицей царства Израильского, но его величие скоро померкло. Но благодаря воспоминаниям Сихем все-таки пользовался большим уважением. Его счастливое положение близ двух дорог, служащих главными путями сообщения между востоком и западом, севером и югом, создало ему значительное торговое значение. Евреи называли его презрительным именем Сихарь, что было оскорбительным эпитетом, от seger - ложь или sicor - пьяница. В первом случае евреи намекали на богослужение самарян, в которое вошло много языческих обрядов; во втором - на порок, присущий всем жителям горы Ефрема. (с) Анри Дидон
На месте евангельской беседы Спасителя с самарянкой у древнего колодца Иакова находится греческий монастырь, построенный на территории византийского храма 4 в., разрушенного в 6 в.
В 1914 г. Иерусалимская Патриархия начала восстановление храма при финансовой поддержке России, прерванной Первой мировой войной. Завершение и освящение состоялось только в 2008 г.
Спуск в крипту под алтарем.
Колодец Иакова очень глубокий (до 30 м), находится под престолом храма.
Здесь в 1979 г. религиозными иудейскими фанатиками был убит архимандрит Филумен, служивший в этом храме и известный как человек высокой духовной жизни.
Незадолго до убийства группа людей явилась в монастырь и потребовала убрать кресты и иконы от Колодца Иакова под тем предлогом, что символы христианства мешают им молиться в этом священном для них месте. Настоятель монастыря отказался это сделать, напомнив, что Колодец Иакова был и остается православной святыней многие сотни лет. В ответ была высказана угроза, что если он не уйдет оттуда, то должен готовиться к худшему. Выкрикивая богохульства, непристойности и угрозы христианам, иудеи ушли. В день памяти святого апостола Матфея убийцы ворвались в монастырь. Они нанесли отцу Филумену топором в лицо две крестообразные раны, выкололи ему глаза и отрубили по частям пальцы правой руки. Они осквернили еще и саму церковь: разрубили распятие, осквернили священные сосуды и совершили другие кощунственные действия. Гражданские власти Израиля объявили, что ведется расследование, однако никаких результатов не последовало.
Архимандрит был похоронен в Иерусалиме, в резиденции Иерусалимской Патриархии на Сионе. Через несколько лет его гробница была вскрыта, и мощи обнаружены практически полностью нетленными. 29 августа 2008 года перед освящением храма Фотинии Самарянки монастыря над Колодцем Иакова мощи из Иерусалима перенесли сюда, в древний Сихем (Наблус).
Рака с мощами св. Филумена.
11 сентября 2009 года Филумен Святогробец был канонизирован как священномученик иерусалимским патриархом Феофилом III. 5 марта 2010 года Священный синод Русской Православной Церкви постановил: «включить имя священномученика Филумена (Хасаписа) в месяцеслов Русской Православной Церкви с установлением празднования его памяти 16/29 ноября, как это установлено в Иерусалимской Церкви».