Люди, которые живут с Богом и в Боге

Oct 23, 2011 23:55


В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали рассказ о том, как Господь Иисус Христос воскресил сына вдовы, которого уже несли хоронить. А в апостольском чтении мы слышали слова апостола Павла о том, как он был восхищен до третьего неба и слышал неизреченные глаголы Божии, которые невозможно человеку пересказать (2 Кор., 12. 3-4).
Какую связь имеют между собой эти два повествования, и имеют ли они вообще какую-то связь? Почему Церковь решила в один и тот же день соединить именно эти два рассказа? Связь между ними есть, потому что и тот, и другой рассказ говорят об опыте мира иного. И в том, и в другом мире есть Бог. И таинственными Своими путями Бог ведет каждого человека. Одного человека Господь поселяет здесь надолго, а другого - лишь на короткое время, потому что только Бог знает о том времени, когда человек должен перейти в вечность.
Вся наша земная жизнь имеет ценность только в том случае, если за ней следует жизнь вечная. Потому что какова бы ни была продолжительность жизни человека, она всегда коротка. Жизнь человека, который умирает, подобно наинскому юноше, в совсем еще молодом возрасте, кажется кратковременной. Но и человек, достигший зрелости и старости, умирая, думает, что жизнь пролетела, как один миг. Первостепенное значение имеет не количество прожитых дней, а качество жизни человека.

Вот вопрос, который мы должны ставить перед собой. Приобщаемся ли мы жизни вечной в этой земной жизни? Когда мы приходим в храм Божий, возносится ли наш ум на Небо? Слышим ли мы неизреченные глаголы, которые невозможно человеку пересказать? Вот что имеет истинное значение. А живем ли мы дольше или короче, богаче или беднее, в одной стране или в другой - всё это значения не имеет.

Если в нашей земной жизни через молитву, через Таинства Церкви, в особенности через святую Евхаристию, мы приобщаемся к горнему миру, то тогда и мы, подобно апостолу Павлу, слышим эти неизреченные глаголы, тогда и наша душа восхищается в рай, тогда Царствие Небесное становится для нас реальностью нашей земной жизни, а не какой-то отдаленной и, может быть, маловероятной эсхатологической перспективой.

Вот для чего, в конечном итоге, и существует Церковь Христова. Вот для чего в Церкви совершаются богослужения, вот для чего по всему храму, украшенному росписями, развешены иконы, вот для чего в храме поют хоры, диаконы взмахивают кадилами и возносится фимиам. Всё это совершается для того, чтобы настроить нас на молитву и чтобы эта молитва, наше участие в святых Таинствах привели нас туда, куда был восхищен апостол Павел. Чтобы мы на собственном опыте познали, что есть иной мир, есть иная жизнь и чтобы мы не боялись смерти, зная, что смерть - это переход к жизни вечной, что Христос есть воскрешение и жизнь, что каждый человек, умирая, будет переходить в жизнь иную, которая лучше, прекраснее, богаче, чем земная жизнь, потому что там нас ожидает Сам Господь Иисус Христос.

Вот почему Церковь и установила читать в один и тот же день рассказ апостола Павла о том, как он был восхищен на третье небо, и рассказ евангелиста о том, как Господь воскресил сына вдовы Наинской. Для чего Он воскресил его? Не для того, чтобы оставить его здесь навсегда на земле. Мы не знаем, как сложилась судьба этого человека, но знаем, что прошло какое-то время и он снова умер - для этой жизни уже навсегда, но для того, чтобы перейти в жизнь вечную. А Господь воскресил его, чтобы утешить его мать, вдову, и, прежде всего, чтобы показать людям, что смерть не окончательна, не непреодолима, что Бог преодолевает и побеждает смерть. И те люди, которые живут с Богом и в Боге, не должны страшиться смерти, потому что ожидает их за порогом смерти вечная жизнь. Аминь!




Владыка Иларион, мысли о высоком

Previous post Next post
Up