На вершине горы Хорив пророк Моисей получил от Бога каменные скрижали с начертанными на них десятью Заповедями.
Гора имеет несколько названий: местное население называет её Джебель Муса, т.е. Гора Моисея, монахи обители зовут её святой вершиной. В Библии употребляются два названия горы Моисея - как Синай, так и Хорив. Авторы последних веков называют вершину горы Моисея - Синаем, а хребет этой горы - Хоривом.
На Хориве расположено несколько скитов и церквей, относящихся к монастырю св.Екатерины.
Паломники и туристы, приезжающие на Синай, стремятся подняться на эту гору. Чаще всего это стремление ночного восхождения, чтобы помолиться на вершине и встретить рассвет :-)
Существуют два главных пути восхождения. Наиболее простая, широкая и пологая тропа была проложена в XIX веке. Многие поднимаются по ней на верблюдах в сопровождении проводников-бедуинов. Продолжительность пешего подъема по ней от Монастыря до вершины Синая - от 2 до 4 часов.
Церковь Св. Троицы находится на вершине горы Синай (2285 м). Регулярных богослужений здесь нет. Но если поднимается паломническая группа со священником, то можно получить разрешение монастыря, чтобы совершить богослужение в храме на горе.
Впервые на этом месте церковь была построена преподобным Юлианом в IV веке. Затем, при византийском императоре Юстиниане I в 532 г. на этом месте был воздвигнут новый храм, разоренный арабами в 1782 г.
Церковь была заново сложена из камней древнего храма в 1931-1934 годах.
Рядом с церковью находятся остатки небольшой мечети, предположительно XVI века. Под мечетью - маленькая пещера между камней, которая, по преданию, служила пристанищем Моисею (Исход, 33).
Мимоходом замечу, что на всём пути восхождения встречаются (нет, не стойбища) пункты базирования гостеприимных бедуинов, которые под нехитрым покров своих шалашей-палаток завсегда рады подкормить и напоить: "Чай, кофе, каркадЭ!"
Здесь же на каждом шагу можно, незнаючи, наткнуться на верблюдов, отдыхающих лежа в сторонке, совершающих круговые движения челюстями, причмокивающих и неизменно улыбающихся своей голливудской улыбкой.
Вот так, на одном из поворотов чуть было не наступив на верблюжью часть тела, невольно вскрикнула. И что же ? Тут же рядом показалась бедуинская голова и практически без акцента, а с характерным таким говором, недовольно пробурчала: "Ну что ты кричишь? Не видишь? Это ж не корова, это верблюд!"
Я честно обалдела и совершенно не нашлась, что ответить. Эти бедуины - сущие полиглоты! С каждым годом их словарный запас прогрессирует неимоверно!
Другая - древняя тропа - проходит по каменным ступеням, проложенным по крутому ущелью напротив Монастыря. Для неподготовленных людей такой подъем может быть утомительным, и в таком случае этим путем можно воспользоваться при спуске с горы.
С северо-восточной стороны к монастырю св.Екатерины выходят обрывистые склоны горы св. Епистимии. Святые Галактион и Епистимия жили в Финикии во II веке. Галактион был тайным христианином. Обручившись с Епистимией, он убедил ее принять крещение. Они решили хранить девство и принять мона шеский постриг. Спасаясь от преследований, они бежали в горы Синая. Там они стали иноками, Галактион - в мужском монастыре, Епистимия - в женском. Когда св. Галактион был схвачен воинами, отправленными в горы языческим правителем, Епистимия упросила свою игуменью отпустить ее умереть вместе с Галактионом. Они прошли путь страданий и вместе приняли мученическую смерть. В память святых мучеников Галактиона и Епистимии на склоне горы был построен скит. (P.S. в конце 20 в. некоторое время там подвизался в отшельническом житии старец Паисий Святогорец)
Утро. После спуска с горы Синай.