©И.О. Пащиннская.
РЕЕСТРЫ САДОВЫХ МАСТЕРОВ
КАК ИСТОЧНИК ВОССОЗДАНИЯ ЦВЕТОЧНОГО УБРАНСТВА ЦВЕТОЧНЫХ ПАРТЕРОВ ЦАРИЦЫНА ОСТРОВА В ПЕТЕРГОФЕ. -
Реликвия. 2006. № 1. С. 42-47.
Цветы - непременный элемент парков в европейской культуре. Они, как и другие составляющие садового искусства, служат выражению главной идеи сада как образа рая, подчеркивают и усиливают его художественную идею. Воссоздание цветочного убранства - одна из задач реставрации исторических садов.
Ее сложность состоит в большей изменчивости видов и сортов цветов по сравнению с древесными и кустарниковыми породами. Мода, личные вкусы владельцев, использование символических значений цветов, открытие и выведение новых видов и сортов, технические возможности оранжерейного хозяйства, опыт и знания садовых мастеров всегда оказывали сильное влияние на облик цветников. Изобразительные материалы, если они и существуют, не дают возможности представить цветочное убранство сада в отдельных деталях и в целом, в его изменении в течение одного сезона или ряда лет.
Целью данной работы является ввод в научный оборот цветочных реестров садовых мастеров, их оценка как исторических источников для реставрации сада на Царицыном острове(1).
XIX век и особенно 1820 - 1850-е годы стали временем открытий множества новых растений в разных частях света и их широкого внедрения в садовую культуру Европы (2). Этот процесс по масштабу ни сравним ни с тем, что наблюдалось ранее, ни с тем, что происходило в следующем столетии. Цветочные сады приобрели совершенно иной характер, чем прежде. Цветники 1810-х годов выглядели совсем по-иному, чем цветники 1850-х гг., т.к. на клумбах цвело множество неизвестных ранее цветов. Это, несомненно, должно учитываться при воссоздании садов.
Важность воссоздания исторических цветников этого периода связана с тем, что это была эпоха, когда необычайно возрос и широко распространился интерес к цветочному убранству садов. Для первой половины XIX века характерны «клумбовое сумасшествие», «цветочный энтузиазм». Эти выражения точно описывали степень увлечение цветоводством многих европейцев. В Петергофе цветы были предметом особого интереса, любви и заботы Александры Федоровны. Ее биограф А.Т.Гримм, говоря о цветах императрицы, использует выражение «ее любимцы». Она сама заботилась о цветах в Коттедже, приобретала цветы во время путешествий за границу. Зная ее увлечение, цветочные растения часто преподносили ей в подарок.
Все это заставляет обратить особое внимание на точность воссоздания цветочного убранства ансамля Царицына острова. Он был создан в 1837 - 1844 годах как подарок Николая Павловича супруге. Архитектурный облик павильона, построенного в подражание виллам древних италийцев, определил и характер сада (3). Он подразделяется на четыре части: Южный и Внутренний садики, Собственный сад Александры Федоровны и пейзажная часть, окружающая павильон и цветники. Регулярные цветочные партеры Южного и Собственного садиков были спланированы в подражание четкой планировке римских садов. В отличие от регулярных партеров предшествующих эпох, где рисунок выполнялся при помощи комбинаций земли, травы, гальки, угля и других подобных материалов партеры острова были заполнены цветами, что производило сильное и яркое впечатление на современников (4).
План сада не изменялся на протяжение всего периода его существования (1844 - 1910-е гг.). Проектные чертежи, хозяйственные документы 1844 г., планы, фотографии и открытки конца XIX - начала XX веков, археологические изыскания позволили воссоздать планировку партеров какой она была выполнена в 1844 году садовым мастером П.И. Эрлером по плану и под руководством архитектора А.И. Штакеншнейдера при активном участии императора(5). Остров был создан с учетом вкусов и пристрастий будущей хозяйки. В царствование Николая Павловича ансамблю уделялось особенно большое внимание. Именно это дает основание для постановки задачи воссоздание цветочного убранства сада таким, каким он был в первый период существования. Еще одним доводом в пользу выбора именно этого периода является новизна и своебразие цветочных партеров сада по сравнению с другими цветниками Петергфа этого времени. В царствование Николая Первого, в годы активного создания новых петергофских ансамблей цветники возле Коттеджа, Фермы, на островах Александринского парка, у павильона Озерки создавались в форме свободно расположенных клумб, где в больших группах сочетались самые разные цветы. Цветочный сад на Царицыном острове имел совершенно другой характер, который, по замыслу создателей, подчеркивал его «античный» характер.
Нам известны два изображения цветников на Царицыном острове в первый период его существования. Это гравюра «
Сад и фонтан «Нарцисс» на Царицыном острове» Е.Даммюллера по рис.К.Брожа 1860 г. и акварель К. Керпеля «Внутренний садик Царицына острова» 1855 г.(6) Ценный источник - проект сада на острове, одобренный Николаем I (7).Особо важное значение из-за отсутствия более ранних изображений цветников имеет гравюра Е.Даммюлера. Сравнение изображенного на ней Южного садика с проектом показывает, что цветы высаживались так, как было задумано создателями сада.
На гравюре квадратный партер Южного садика разделен на четыре равные части двумя прямыми дорожками, на месте соединения которых, в центре партера, находится чаша фонтана. Цветы высажены на траве газона сплошной линией в узких рабатках, группами и отдельными экземплярами. Углы большого квадрата партера выделяются одиночными высокими растениями с крупными цветами(8). Около них находятся группы цветов средней высоты высаженные в форме треугольника. Узкая рабатка из низких цветов несколько отступающая от края газона выделяет границу партера. Еще одна рабатка с низкими цветами очерчивает круг по зеленому газону. Этот цветочный круг вписан в квадрат партера. Круг поделен на восемь секторов, окружающих расположенный в центре фонтан. В центре каждого сектора группы цветов одного вида. Хорошо видно, что также как и на проектном чертеже, они выполнены в форме сегментов круга (9). Интересно, что группы цветов, высаженные в соседних сегментах, отличаются по высоте. Именно это создает впечатление чередования и волнообразности круга цветов, смягчает четкость планировки партера Южного садика. Некоторая сухость планировки партера оживляется и тем, что иногда в противоположных сегментах высаживали цветы одного вида, но разных цветов.
Отличия в изображении цветника 1860 г. от
проектного плана 1843 г. - в отсутствии одиночно посаженных цветов вдоль дорожек по краю цветника и в том, что у крыльев мраморной скамьи изображены одиночные высокие растения. Неясно, каким образом были они высажены в этой части сада, т.к., судя по документам, на этом месте была гравийная дорожка. На более поздней фотографии мы также видим ряд высоких цветов вдоль мраморной скамьи.
На проектом плане Собственный садик Александры Федоровны изображен состоящим из пяти одинаковых модулей, таких же как модуль Южного садика. Это позволяет заключить, что они были устроены таким же образом. Единственным отличием является то, что в центре каждого из пяти модулей находятся не фонтаны, а мраморные капители. На двух самых удаленных от павильона в процессе строительства появились большие вазы белого мрамора.
Фото конца XIX - начала XX в., хранящиеся в архиве фотодокументов ГМЗ «Петергоф», свидетельствуют, что на протяжение всего периода существования сада и в южном и в северном партерах цветочные растения высаживались по плану проектного чертежа. Виды цветов, их окраска, что видно даже на черно-белых фотографиях, изменялись с течением времени. Но всегда рисунок партера формировался за счет посадок низкорослых цветов в узких рабатках и высокими группами на фоне подстриженного газона, как мы видим на гравюре 1860 гг. Этот принцип посадки цветов отличает цветники на острове от всех других в тогдашнем Петергофе. Лишь несколькими годами позже появились партеры перед Собственной дачей, перестроенной А.И.Штакеншнейдером, где цветы посажены по такому же принципу. Только их рисунок отличается от рисунка цветников на острове. Как около Царицына павильона рисунок партера выполнен в подражание садам Древнего Рима, так фигурные партеры у Собственной дачи, перестроенной для наследника Александра Николаевича архитектором А.И. Штакеншнейдером, соответствуют ее архитектурному стилю «второго рококо» и по рисунку напоминают узорчатые партеры XVII века.
Несколькими годами позже были созданы подобные цветочные партеры у Стрельнинского дворца, перестроенного для великого князя Константина Николаевича (10). под рукодством архитектора А.И. Штакеншнейдера.
Неизменной все годы существования ансамбля оставалась традиция посадки цветущих растений в чугунных вазах ограды западной террасы. Они видны на акварелях Е.Мейера 1844 г. и К.Керпеля 1855 г. На последней изображен внутренний садик, увитый вьющимися растениями. Цветы размещены в каменных вазах у стен и хорошо видны высаженные в почву мальвы с крупными розовыми цветами.
Фотографии свидетельствуют, что вьющиеся однолетники украшали стену южного фасада здания. Растения помещались в мраморных вазах Собственного садика, горшки с цветами устанавливались на капителях Собственного садика.
К сожалению, акварели, гравюра, фотографии не дают возможность точно определить, какие цветы высаживались на острове.
Но, к нашей большой удаче, в делах Петергофского дворцового правления сохранились реестры и счета садовых мастеров П.И. Эрлера, В.Ауриха и А.Эрлера, в которых указаны высаживаемые на Царицыном острове летники, а также растения, выставляемые в кадках и горшках
В 1844 году П.И. Эрлер закупил семена, рассаду и цветы для Царицына острова, перечисляя купленные растения в трех ведомостях (11).
Это были вьющиеся для внутреннего садика: плющ Hedera helix и «новоголландский» виноград (12). Плющ не переносит суровой петербургской зимы и для его сохранения каждую осень над Собственным садиком и перголой собирались застекленные щиты. Раскрывались две печи и дымоходы, сделанные ниже уровня почвы, устанавливались трубы и всю зиму печи топили для сохранения теплолюбивых растений. Весной щиты убирались, печи засыпались землей, и казалось, экзотические растения прекрасно чувствуют себя в этом уголке Петергофа на открытом воздухе.
Для острова были приобретены ландышевые деревья (сlehtra arborea), маслины (olea) банан (musa) и другие теплолюбивые растения, которые, по-видимому, содержались в кадках. Судя по всему, именно во внутреннем садике была высажена кодея сканденс - вьющееся растение, достигающее шести метров.
П.И. Эрлер закупил семена и рассаду настурции, душистого горошка, вербены, резеды, левкоя, астр, анафализа, скабиозы, флоксов Друммонда, маргариток, пеларгониума, лилий, георгин, гортензий, фуксий, петунии, анютиных глазок, бегоний, немофиллы и других цветов.
Среди этих растений вьющиеся - душистый горошек и кобея сканденс, высокие - скабиоза, низкие - маргаритки, анютины глазки, средней высоты - пеларгонии, флокс Друммонда, левкои, петунии и другие. Есть и те, которые обычно высаживались одиночными экземлярами - юкка, есть и неяркие цветы с сильным запахом, как например, резеда.
П.И. Эрлер приобрел без малого семьсот кустов самых разнообразных роз. Наблюдения, изложенные выше, дают нам возможность утверждать, что они не высаживались в партерах острова. Где же разместил их садовый мастер? Возможно, розовые кусты были высажены по периметру партеров. В этой части проектного плана отмечены отдельно посаженные растения. Мы можем предположить, что план посадок предполагал именно это место для роз, ведь большая часть закупленных кустов - 540 были кустарниковыми розами (Rosa centifolia), имеющими большие размеры куста и вырастающими до полутора метров в высоту. П.И. Эрлер с начала 1840-х годов неоднократно докладывал в правление о нехватке оранжерей для выращивания цветов для новых садиков в Александрии, в Александринском парке и других местах и настаивал на строительстве новой (13). Именно нехваткой оранжерей была вызвана закупка цветов для Царицына острова в 1844 г.
Строительство новой петергофской оранжереи в Английском парке началось в конце 1847 года и было закончено в декабре 1848 г. (14) С ее устройством решился вопрос о выращивании цветочной рассады. С этого времени садовые мастера начинают в декабре составлять реестры цветов, которые они планировали летом высаживать на клумбах. На их основе в оранжереях готовили рассаду к летнему сезону. В делах Петергофского дворцового правления нами выявлены «Реестр растениям, предполагаемым поставить и посадить на островах при павильонах и в других местах» Эрлера 1851 г. (15) «Ведомость цветным растениям, заготовленных для украшения павильонов и садиков» 1854 г. А.Эрлера, (16) «Реестр растениям, которые предполагалось поставить и посадить на Царицыном острове летом 1854 года» А. Эрлера (17), а также реестр 1855 г. садового мастера Ауриха (18). Особого внимания заслуживает реестр 1854 г. А. Эрлера (см.
Приложение). Интересно, что он перечисляет растения для трех «постановок» в внутреннем садике. Это свидетельствует, что цветочное убранство Внутреннего садика значительно изменялось на протяжении лета. Так, если в первой «постановке» здесь были азалии, родендроны, гортензии и розы - ремондантные и чайные, то во второй - только розы - гибриды, сентифолии, чайные, ремондантные, нуазет. В третий период внутренний сад украшался японскими лилиями разных цветов, поздними ремондантными розами, астрами, гладиолусами. Остается неясным, выставлялись ли родендроны, азалии в кадках или высаживались в почву. Все три «постановки» включали в себя и однолетники.
Перечисляя цветы для партеров, А. Эрлер отмечает звездочками те, которые потребуют замены и указывает чем их нужно заменять. Четкость и точность отличают этот реестр от других и дают основание сделать его основой для выбора цветочных растений при воссоздании цветочного убранства острова.
В реестре перечисленны более сорока видов цветов, многие из них двух и более сортов, которые мастер планирует высадить в грунт. Кроме того, в конце реестра после их перечисления добавляется «и разных других летних растений для пестрых рабаток и клумб». Именно многочисленность видов и сортов цветов, а также четкая планировка партеров, состоящих из шести одинаковых модулей, позволяет предположить, что в каждом высаживались цветочные растения не повторяющеся в других частях регулярного сада (19). Возможно, сохранялся только принцип сочетания низких, средних и высоких цветов.
Комплекс реестров и счетов позволяет довольно точно смоделировать состав растений в партерах острова.
В документах перечислены высокие, средние и низкие цветы, что соответствует выводам, сделанным на основе изобразительных материалов. Так, например, сопоставляя два вида источников, можно предположить, что высокие цветы возле мраморной скамьи в Южном садике могли быть одиночно высаженными мальвами, лаватерами, малопами или дельфиниумами. Возможно, эти высокие цветы вкапывались в землю в горшках для перемены при отцветании.
Проблемой, которую необходимо учитывать и решать при воссоздании цветников является особенность восприятия разных растений в определенный исторический период, так называемую цветочную моду. Среди цветов, закупленных П.И.Эрлером в 1844 году упоминаются «георгины разноцветные махровые лучших сортов». В связи с этим интересно мнение автора статьи «Цветы и мода», который называет георгины «новейшими модными растениями». Рассказывая историю появления этого цветка в Европе, он сообщает, что он был доставлен в 1789 году из Мексики в Мадрид, оттуда попал в Парижский ботанический сад. Этот цветок разводили в оранжереях как большую ботаническую редкость. Но вскоре георгины исчезли. Второй раз они были привезены в Англию семенами в 1804 г., а во Францию в 1808 клубнями. Первые махровые цветы были выведены около 1820-х годов. В конце двадцатых годов «уже повсюду можно было встретить множество махровых разностей, но собственно модным растением они сделались после 1830 г.» И далее автор отмечает, что георгины до настоящего времени (статья вышла в свет в 1862) остались любимым цветком, и что ни одно растение не имело такого огромного влияния на изменение вида садов, особенно после того, как удалось перевести его цветение время с осени на лето. Он указывает, что они очень хороши и для использования в ландшафтных садах, а также очень уместны в «правильных» садах. И еще одно интересное замечание: «Георгины вытеснили из садов мальвы… но лет десять тому назад мальвы снова выступили на сцену, после того как георгин стал приглядываться».
И георгины и мальвы высаживались и на Царицыном острове и в других цветниках Петергофа в интересующий нас период (21).
Их современное восприятие как цветов деревенских садиков затрудняет использование при воссоздании исторических цветников в наши дни, но возможно ли не принимать во внимание эти свидетельства?
Судя по реестрам, садовые мастера имели большой выбор цветов для формирования цветников. Они использовали и традиционные цветы европейской культуры (маргаритки, анютины глазки, лилии и др.) и те, которые только появлялись в цветниках европейских садов. Так, немофилла инзигнис и гилии были растениями, привезенными в Европу в 1830-х знаменитым «охотником за растениями» Д.Дугласом. В интересующий нас период наибольшую популярность приобрела гилия триколор с яркими белыми и голубыми лепестками. Такими же новым цветами, привезенным из Северной Америки и широко распространившимися на клумбах стали флокс Друммонда и кларкия, которые высаживали на Царицыном острове.
Давно известная европейцам фуксия практически не была распространена в культуре, до тех пор, когда новые виды растения не были доставлены из Мексики в 1820-х - 1850-х годах. Похожая история произошла и с вербенами. Первые вербены из Северной Америки появились в Европе в 1726 году, но большое значение для культуры растения имело то, что в 1820-х 1830-х годах из Америки были доставлены новые виды, и к 1837 году вербены, активно гибридизированные, присоединились к петуньям, как замечательные клумбовые растение (22).
Несомненно, что в 1840-1850-х гг часть цветов на клумбах острова воспринимались как модные, экзотические, необычные. Вероятно, передать это ощущение новизны можно только в рассказе экскурсовода или в информации на специальном стенде.
Еще одной проблемой, требующей решения при воссоздании цветников является «уход» из культуры, исчезновение многих старинных сортов цветов.
На первый взгляд она кажется неразрешимой. Но иногда поиск дает свои, подчас весьма неожиданные результаты. Так, в делах ПДП Российского государственного исторического архива хранится счет франкфуртского садового мастера Зисмайера с перечислением сортов роз, купленных у него императрицей в 1852 г. (2) Благодаря усилиям директора музея-заповедника «Петергоф» В.В. Знаменова при открытии павильона после реставрации в 2005 г. на острове цвели розы тех же старинных сортов. Более шестидесяти кустов были подарены г-жей Клотильдой фон Ринтелен и другими немецкими друзьями Петергофа. Это ремонтантные, нуазетовые, борбонные розы сортов «Reine Victoria», «Rose du Roi» (выведен в 1815 г), «Baron Prevost», «Lamarque» (выведен в 1830 г.), «Aime Vibert», «Souvenir de la Malmaison», упомянутые в счете Зисмаейра.
В случае невозможности найти сорта цветов середины XIX века допустим подбор аналогов, похожих на исчезнувшие по форме и окраске цветов.
Ценными источниками для подбора аналогов являются специальные периодические издания по вопросам садоводства и цветоводства интересующего нас периода. Некоторые подобные журналы хранились в собственной библиотеке императрицы (24). Материал для этой работы может быть собран при изучении живописных работ этого времени. Неоценимую помощь могут оказать также научные и любительские гербарии. В последнее время опубликован ряд работ по исследованию этих источников как ботаниками, так и литературоведами (25). Ценным источником для представления о том, какие цветы окружали императрицу в ее жизни, является альбом акварелей, подаренных ей к двадцатипятилетнему юбилею свадьбы и ныне хранящийся в Русском музее (26).
В настоящее время сделаны шаги в изучение «языка цветов» первой половины XIX в. Императрица прекрасно владела им и, возможно, цветы «разговаривали» с ней на острове (28). Так, совершенно невозможно заменить на другие цветы незабудки у дуба Вашингтона. Именно они были высажены у этого дерева на Царицыном острове по желанию Александры Федоровны в 1855 г. (19)
Первый этап воссоздания сада выполнен в 2005 году по заказу ГМЗ «Петергоф» под руководством архитектора А.Г. Леонтьева по проекту ландшафтного архитектора А.А. Афендиковой фирмой «Лензеленстройреставрация». Следующим этапом является скурпулезная работа по реконструкции цветочного убранства, подбору старинных сортов цветов или их аналогов. Эта работа начата в 2005 г. садовым мастером ГМЗ «Петергоф» Н.М.Невелевой.
Не подлежит сомнению, что выводы, изложенные выше, не являются окончательными. Возможны находки новых материалов, которые дополнят наше представления о цветах на Царицыном острове.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1.Автор выражает искреннею благодарность с.н.с. ГМЗ «Петергоф» А.А. Белову и садовому мастеру ГМЗ «Петергоф» О.Васильевой за советы и замечания, высказанные в ходе работы над статьей.
2.См.: P.Hobhouse. Plants in garden history.1997. P.212-214; C. Thacker. The history of gartens. 1985. P.234.
3.Н.В. Вернова. Царицын павильон в Петергофе. Историческая справка. Рукопись. 1972. Архив ГМЗ «Петергоф». С.73.
4.См. подробнее: Пащинская И.О. Царицын остров - остров мечты. Пространство и время воображаемой архитектуры. Синтез искусств и рождение стиля. Царицынский научный вестник. Вып.7-8. М. 2005. С.162-173.
5.I.Pashchinskaya. Peterhof - Der Garten auf der Zarizyn Insel - Zur Geschichte seiner Gestaltung,// Wege zum Garten. Herausgegeben von der Generaldirektion der Stiftung Preussiche Schloesser und Gaerten Berlin-Brandenburg. , Potsdam 2004. Ss.67-73.
6.ГМЗ «Петергоф» ПДМП 53/5 ак.
7.Архив ГМЗ «Петергоф». ПДМП 596 ар.
8.Художник изобразил их только на углах близких к зданию, но на фотографиях более позднего времени видны одиночные высокие цветы в четырех углах квадрата.
9.Нам кажется интересным и заслуживающим внимания наблюдение садового мастера ГМЗ «Петергоф» Г.Н.Сердуковой , что рисунок цветочных партеров напоминает рисунок античной мозаики на полу столовой Царицына павильона. Она была установлена там в 1850 г, но архитектор А.И. Штакеншнейдер принял решение о возможности ее установки в павильоне еще в ходе строительства. (Н.В.Вернова. Царицын павильон… С.51).
10.Архив ГМЗ «Петергоф» ПДМП 2234 фд.
11.Выписки из архивных документов за 1844 г. любезно предоставлены автору Н.В. Верновой. (РГИА.Ф.490, оп.2, д.1574, Л.44, 48о, 80).
12.Нам не удалось определить, какое растение носило это название в XIX веке.
13.РГИА.Ф.490, оп.2, д.1853. Л.4.
14.РГИА. Ф.490, оп.2, д.2049. Л.131.В новой оранжерее «ставили и разводили цветочные растения».
15.РГИА. Ф.490, оп.2, д.2263. Л.4.
16.РГИА. Ф.490, оп.2, д.2740. Лл.11о-12
17.РГИА. Ф.490, оп.2, д.2740, Лл.3-4о.
18.РГИА.Ф.490, оп.2, д.2815. Л.7о. В делах ПДП сохранились реестры цветов для других цветников в Петергофе. Их анализ не входит в нашу задачу в этой работе.
19.Подобный принцип посадки применялся в регулярных цветочных садах эпохи Ренессанса, о чем свидетельствуют изобразительные источники. См. M.Laird. The formal garden. 1992. P.37-39.
20.Псевд. Егерь. Цветы и мода. // Вестник Российского общества садоводов в Санкт-Петербурге. № 12, 1862. С.415-416.
21.Георгины закупались П.И. Эрлером для Александрии в 1834 г. (РГИА. Ф.490, оп.2, д.854. Л.92), для Ольгина острова в 1846 г. (РГИА.Ф.490, оп.2, д.1832. Л.14о), для Царицына и Ольгина островов в 1851г.( РГИА. Ф.490, оп.2, д.2263. Л.4.). Они входят в реестры А.Эрлера 1851 и 1854 г, а также включены в реестр садового мастера Вендельсдорфа 1854 г. для посадок в рабатках Верхнего сада и у каскада Шахматная гора (РГИА. Ф.490, оп.2. д.2840. Лл.6-8). В 1855 и 1856 г. садовый мастер Карзанов заказывает 600 шт георгинов для садика Собственной дачи (РГИА. Ф.490, оп.2, д.2815. Лл.9,10). Мальвы включены в реестры Эрлера 1851 и 1854 гг.Вендельсдорфа 1854 г для рабаток у Монплезира, у Шахматной горы, Карзанова для Собственной дачи 1855г.
22.См. Подробнее: B.Elliott. Flora. An illustrated History of the Garden Flower. London. 1998.
23.РГИА. Ф.490, оп.2, д.2552. Лл.6-7.
24.Отдельные номера «Журнала садоводства» под редакцией Егора Классена за 1854 и 1855 годы, «Журналов сельского хозяйства» за 1853-1855 гг. и «Журнала садоводства, издаваемый российским обществом любителей садоводства» за 1856-1858 гг. (РГИА. Ф.524, оп.1, д.331, ЛЛ.168, 250)
25.А.К. Сытин и В.Л. Рязанова указывают на возможность использования гербариев из Фонда Гербария Ботанического института РАН для ландшафтных садоводов, занятых воссозданием исторических парков. См: А.К. Сытин, Л.В.Рязанова. Гербарий Абрахама Энса.//VIVOS VOCO. 2006, № 5 //vivovoco.nns.ru/VV/JOURNAL/NATURE/06_05/HERB.HTM
26.С. Долгополова, А. Юнгрен. Альбом-гербарий Э.Ф.Тютчевой как источник комментария. // Тютчевский сборник II. Тарту.1999. С.115-120.
[1] См. подробнее Е.Гаврилова. Бювар императрицы. - Пинакотека, № 4, 1999, с.26 - 29.
[1] См. подробнее: Л.Т.Пашкова. Два кабинета жены Николая I в Зимнем дворце: о семантике памятных вещей в эпоху историзма. - В тени «больших стилей». Материалы VIII Царскосельской научной конференции. СПб, 2002, с.134 - 144; И. Пащинская. Царицын остров - остров мечты…;К.И. Шарафадина. «Алфавит Флоры» в образном языке литературы пушкинской эпохи. Источники, семантика, формы. Спб, 2003.
[1] См. подробнее: И. Пащинская. Дуб Вашингтона на Царицыном острове в Петергофе. .// История Петербурга. №1 (23), 2005. С.70-72.