Оригинал взят у
polesh_chuk в
На хозяйствеКак однажды написал Коммерсант, "чиновники, в последние годы возглавлявшие советы директоров компаний с государственным участием, практически никогда не имели отношения к отрасли". Верное замечание, а что касается всего государственного хозяйства, то самый яркий пример такого чиновника, "никогда не имевшего отношения к отрасли" - это Владимир Путин, который в августе 1999 года после поста директора ФСБ возглавил правительство России. Вместе с ним большинство ключевых постов в управлении хозяйством страны также заняли чекисты.
Практика назначения чекистов "на хозяйство" началась с первых дней советской власти, и возникла она из-за отсутствия классово близких специалистов. Формально первый чекист в должности первого наркома внутренних дел РСФСР Алексей Рыков становится председателем ВСНХ в 1917 году и Совнаркома в 1924 году, после смерти Владимира Ленина. В 1918 году наркомат финансов, а затем ВСНХ возглавил Вячеслав Менжинский - виднейший чекист, один из главных организаторов ленинских и сталинских репрессий, правая рука Феликса Дзержинского. Затем в 1921 году Дзержинский, не окончивший, как известно, даже гимназии, стал наркомом путей сообщения, а через два года - председателем ВСНХ. Преемник Менжинского Генрих Ягода с 1937 года вплоть до расстрела работает наркомом связи. По стопам Ягоды пошёл Николай Ежов, руководивший наркоматом водного транспорта после того, как в НКВД его сменил Лаврентий Берия.
Берия, кроме работы в НКВД, руководил Специальным комитетом "по использованию внутриатомной энергии урана". Другими словами, он отвечал за строительство атомной промышленности. После расстрела Берии комитет был расформирован, а на его месте создано министерство среднего машиностроения. Это министерство по сути было государством в государстве, на него работала вся страна, уж заключённые точно, а на его предприятиях миллионы людей занимались разработкой и изготовлением ядерного оружия, проектированием и строительством атомных ледоколов, подводных лодок, космических ракет и атомных станций. После расстрела Берии главным чекистом недолго побыл Сергей Круглов, по инициативе которого был основан КГБ СССР.
При Никите Хрущёве пошли "чистые" чекисты, не замеченные в интересе к народному хозяйству, - первый председатель КГБ Иван Серов и его преемники: Константин Лунёв, Александр Шелепин и Владимир Семичастный. Все они были отправлены в отставку по тем или иным политическим мотивам. Например, Семичастному Леонид Брежнев предлагал устроить Хрущёву какую-нибудь авиакатастрофу, но тот, по рассказам Николая Подгорного, отказался. Первым чекистом, возглавившим страну, стал Юрий Андропов, но и он не особенно лез поруководить народным хозяйством, если не считать его неудачных попыток навести дисциплину.
Выходит, Владимир Путин восстановил практику управления хозяйством страны чекистами, не являющимися специалистами в какой-либо отрасли, которая широко применялась только при Ленине и Сталине в условиях острого дефицита лояльных образованных кадров. Основное отличие заключается в том, что сейчас лояльность определяется не по классовому признаку или членству в большевистской партии, а по принадлежности к чекистскому сообществу.