Ганижон Элибоев, мастер из звездной плеяды риштанских гончаров.
Мы встретились в современном центре керамики во время международного форума в Риштане
Первым, внимание привлекли конструкции, напоминающие таджин.
Но нет. таджином они не были, так как их вряд ли можно поставить в угли. Скорее это емкость для хранения сладостей в виде коршочка со стилизованной под таджин крышкой
Большинство замечательных работ Ганижона Элибоева в классическом стиле чинни риштан.
Это техника риштанских гончаров прошлого, имитирующая фарфор.
Под глухой голубой поливой, традиционная тонкая риштанская роспись, действительно создает некий фарфоровый эффект
Ниже - ляган мастера, расписанный в стиле, ставшем популярным в 2000 годах. Современный гирих риштан, это когда композиция представляет собой геометрический рисунок из переплетенных многоугольников. Это архитектурный стиль росписи, ранее не используемый риштанскими гончарами.
Особо ценно, что мастер до сих пор делает архаичные формы. Здесь сосуды урдак, разные офтоба, чаши мевадоны и кубки.
Ниже - знаковый элемент росписи, характерный для риштанской керамики - кувшин
Синий рисунок на белом поле - традиции риштанской классики
Внизу маленький ляганчик с желто-сине-коричновым рисунком на белом поле - это тоже риштнаская классика, только очень глубакая. В несколько веков.
У Ганижон Элибоева большой выбор чайников, горшочков ккза и самых разных сосудов старинных форм
Вон тот, зеленый ляган очень хорош. Это тоже классический риштан с зеленой глухой поливой:
Коричневые кувшины под прозрачной глазурью - отличный пример бытового риштана - посуды для будней.
Кубки - это уже дань моде, аксессуары для кафе национальрной кухни.
Крайние левый и правый ляганы просто замечательные. Все в рамках риштанской традиции.
Центральный фиолетовый ляган - авторская работа мастера, подражание современному фаянсу.
Чайник на переднем плане - также авторский. Вмзуально, на первый взгляд выглядит очень по-риштански. Однако техника поднятия контуров выпуклыми каплями - это новомодное. В Риштане так не делали
Серо-синий традиционный риштанский чинни:
Качество глазури у мастера отменное. Это чувствуется, стоит взять ляган в руки
Ниже также работа мастерской Ганижона Элебоева. По центру ляган не в риштанских традициях. И в целом, не в традициях узбекской керамики. Это современный "восточный" авторский стиль, в котором компиляция всего чего только можно.
А вот левый ляганчик с рыбкой чудо как хорош. Это хоть и не канонический чинни риштан, а авторская интерпретация композиции и элементов, но визуально воспринимается как чистый чинни риштан.
Вещи для современного декора в Риштанском стиле в мастерской Элибаева также делают. Причем даже в этом мастер верен риштанским традициям.
Салон с огромным количеством работ Ганижона Элибоева находися в Международном центре Керамики в Риштане.
Там же и его мастерская.
На выставках в Ташкенте мастер бывает очень редко.
Так что купить его работы пока возможно только в Риштане.
Для справки:
Из Исследования по истории Риштанской керамики искусствоведа Людмилы Кодзаевой(Заслуженный работник культуры Республики Узбекистан, зам. генерального директора Дирекции художественных выставок Академии художеств Узбекистана):
Элибоев Ганиджон (1955 г.р.) - с 1973 г. по 1996 г. работал на Риштанском керамическом заводе. Искусству ручной формовки, росписи, технике фриттования ишкоровой глазури обучался у усто Ибрагима Камилова. С 1975 г. работает самостоятельно. В 1993 г. стажировался в Белоруссии, обучал технике ручной формовки группу стажеров в г. Виннице (Украина). С 1993 г. участвует в выставках. Произведения мастера находятся в коллекции Музея декоративно-прикладного искусства Узбекистана.