Через Камчикский перевал новым поездом Ташкент-Андижан

Mar 25, 2017 14:45


Когда ТРК Next предложил нам съездить на репортаж в Ферганскую долину, мнение было единым и твердым: "Только новым поездом". Очень уж хотелось посмотреть как там, в поезде "Ташкент-Андижан", о котором так много говорят. Не испугало даже недавнее сообщение о сошедшем оползне на Камчикском перевале, из-за чего было приостановлено железнодорожное сообщение с Долиной. Этот оползень нам в нашем путешествии еще аукнулся. Но об этом позже. Пока о самой дороге.
Классно! Потрясающе! Фантастически! Невероятные пейзажи. Не смотря на то, что накануне мне не довелось поспать последние 24 часа, я не сомкнула глаз ни на минуту, в страхе пропустить еще что-нибудь интересное за окном.




О нюансах, проблемах и багах нового маршрута я кратко расскажу в конце, потому что они не столь важны, в сравнении с пейзажами за окном. Да и сравнивать невозможно комфорт передвижения в поезде с пятичасовым сидением в машине в форме буквы "зю", с окаменевшеми коленками, и редким шансом раз в пару часов выйти из машины и разогнуться. И потом дорога то идет не по равнине, трасса через Камчик - это дерзкий горный серпантин, ны высоте более 1000 м. Трасса не для слабонервных.



Начало ж/д трассы от Ташкента до Ангрена достаточно однообразно. Поселки, небольшие города, поля, пастбища и предгорье Кураминского хребта за ними. Однако проезжая по долине Ахангарана, приметила немало остатков древних городищ, о которых не знала ничего конкретного, но слышала ранее. Размеры их были грандиозны, а потому, уже по возвращении домой принялась за поиски в заумных трудах по археологии, сравнивая их с изображениями на Гугль-Пленет. Как я поняла, большое городище, которое меня столь поразило, находится в районе городка Курган. Собственно и название говорит само за себя.  Сразу созрела мысль поговорить с главным нашим организатором мистических путешествий Рустамом Хусановым о возможности совершить путешествие по Ахангаранской долине с кем-нибудь из наших знаменитых археологов.



Ангрен. Дома-призраки.  Город начал оживать последние годы. Вполне возможно, вскоре уже кто-то выкупит и завершит этот долгострой.



Сразу за Ангреном вид открывается совершенно космический. Гигантский Ангренский угольный бассейн . Разноцветные яркие склоны, многочисленными концентрическими ярусами на десятки километров вокруг, кольцо снежных гор за ними:



Вблизи разрез шевелится, как улей. Движутся поезда, странного вида техника.



Поезд движется прямо по контуру разреза, и из его окна, гигантское пространство кажется игрушечным, словно детская железная дорога:



В этой части, по краю угольного бассейна,  поезд движется медленно.  Не менее 15-20 минут. И на мгновение, представляется, что это ты совершаешь специальную экскурсию в каком-нибудь Ангрен-лэнде, а не просто едешь на поезде в Маргилан.



Несколько километров после разреза поезд движется ниже уровня поселков:



Иногда возвышающиеся срезы земли   внезапно заканчиваются, и поезд оказывается в ущелье с горным стоком:



И вновь земляные склоны поднимаются ввысь.
Хорошая иллюстрация к задаче по школьному курсу физики термодинамики. Склон парит в тех местах, где нет снега:



Отправляясь в путешествие мы взяли билеты на поезд туда-обратно. Однако обратный отменили. На днях в СМИ прошла информация о сошедшем оползне.  Технические службы до сих пор периодически чистят пути. На этом участке трассы работает техника. В целях безопасности, по мере необходимости, вносят изменения в расписание. Горы - штука суровая. Им не будешь махать купленными билетами.



Оползень обычно выглядит так - часть горы просто отрывается и бесформенной массой сползает вниз, подминая и замешивая все на своем пути. Оползни в наших горах - вещь привычная, сезонная. От того не менее страшная.



Мой папа был топографом. Помнится, из детства, ему часто доводилось выполнять работы по предупреждению оползней.  Они снимали топографический профиль со склонов, подозрительных на предмет подвижек. Изменение в профиле показывало, есть ли риск оползня, и если он есть, то куда двинутся оползневые массы.
Так что боремся. Сколько живем здесь, столько и боремся. То они нас, то мы их. Именно поэтому на всех наших телефонах неотключаемые смс-ки: "МЧС Узбекистана предупреждает..."



По мере приближения к Камчикскому перевалу, горы меняют свой облик. Резкие, скалистые. Они нависают по обе стороны и закрывают полнеба.



Железнодорожная трасса идет то вровень с автомобильной, то под ней, то над ней.  В определенный момент они кардинально расходятся, и поезд уходит далеко влево, в самые горы. К  другому ущелью.



Теперь на Камчике три трассы: новейшая железнодорожная, современная автомобильная и старая двухполосная трасса, идущая высоко по горе, на месте древней караванной тропы. В прошлом году довелось проехать по самой верхней, старой. Туда направляли машины, когда велось строительство железной дороги  в районе  туннеля.  Ехала зажмурившись, чтобы не смотреть в пропасть в метре от дверцы машины. Потом еще долго коленки тряслись и билась мысль "Больши никогда в Долину, ни ногой..."
Теперь не то что давеча. Едешь полулежа в кресле, попивая кофе и созерцая скалы.



А потом мы въехали в туннель...
И стихли все звуки. И только приглушенный стук колес и покачивание. По этой потусторонней тишине понимаешь, что вокруг горная толща, и оттого никаких звуков нет. Ничто не отражает звуковую волну. Только поглощает.
Судя по стуку колес, поезд мчался на большой скорости, а туннель все не кончался. Не выдержав, я воскликнула:
- Боже, сколько же километров этот туннель?!
- Более 19-ти, - отозвалась женщина с кресла впереди
И не было слов. Потому что это уникальное сооружение проходит внутри горы, в каменной толще,  на глубине 1 200 метров. При этом вход в него расположен на высоте почти 1 500 метров.
Фотографировать в процессе прохождения туннеля нельзя. Проводники минут за пять до въезда в туннель напоминают о необходимости опустить шторки на окнах.  Оно и понятно, объект стратегический. Поэтому мы опускаем фотоаппараты и долгое время слушаем тишину и едва доносящийся стук колес.
Второй портал туннеля пройден, и в вагон врывается ослепительное солнце высокогорья.  Далее происходит невероятное. Поезд движется почти по гребню горной гряды. Извиваясь, повторяет ее контур:



Пейзажи за окном - просто Рерих какой-то. На уровне окна - разноцветные вершины гор.



Высота потрясающая.



С продвижением вперед, по гребню открывается вид на поселок, места дивной красоты. Я в дороге все гадала, что это за населенный пункт. Только дома поняла, что это легендарный Чодак. Место, в которое я собираюсь уже много лет, и каждую поездку в Долину, отказываюсь от замысла, понимая, насколько сложен путь туда:



Мы продолжаем движение по вершине горы. Внизу виден горно-металлургический комбинат, о существовании которого мы и не подозревали, из года в год проезжая в Долину по другую сторону хребта.



И здесь видны коттеджи-новостройки, которые моя младшая как-то раз метко назвала "копи-паст-копи-паст"



Периодически склон горы под полотном мешает рассматривать поселок в ущелье. Но затейливый длинный складчатый гребень со строем деревьев по нему хорош.



Одна мысль - где ж эти деревья воду берут?



Поезд все ниже и ниже. Мы спускаемся с гор, приближаясь к Долине со стороны ущелья, в котором дремлет благословленный Чодак.



Мы приехали за несколько часов из зимы в лето. Впереди у нас Маргилан, Риштан, Фергана. Необыкновенные встречи, удивительные события. Но об этом я еще расскажу.
А пока мой поклон и слова благодарности техническим службам трассы Ташкент- Андижан. Пусть Камчик будет добр к ней.



Об условиях, сервисах и нюансах дороги, плюс советы:

1. Так как трасса сложна и зависима с осени по весну от природных катаклизмов, то нужно быть готовым к изменениям в расписании. Тут с Камчиком не поспоришь. Значит нужно иметь в телефоне пару номеров долинских таксистов, которые могут перехватить вас в случае длительной задержки или переносе времени отправления поезда. Возврат билетов в кассе без проблем.

2. В связи с теми же погодными и природными страстями, на отдельных участках поезд движется очень медленно. Следовательно прибывает в пункт назначения на пару часов позже. Я этого даже не заметила, столь комфортным и интересным был путь. Все 6 часов вместо четырех. Но если фактор времени прибытия важен, то учитывайте настроение Камчика.

3. В поезде вагоны четырех категорий по сервису, соответствено, разнятся и цены. Наш бизнес-класс стоил 88 тыс.сумов В эту стоимость входил отапливаемый вагон с комфортными сиденьями и большим расстояниями между рядами. Достаточно вкусный обед, состоящий из большой куриной котлеты с рисовым гарниром и симпатичной маленькой лепешечки с горячим чаем. Помимо этого были предложены вода и кофе. Чай с лимоном - за дополнительную плату. Телевизоры с программой музыкальных клипов от отечественных артистов.

4. Вагоны не новые, но в очень приличном состоянии. Работающие туалеты, отзывчивый персонал. Курить нельзя. Стоянки не скоро да и короткие.

5. Остановки в точках назначения очень короткие, около трех минут. Следовательно стоит попросить соседей или проводников, подсказать вам, когда будет Пап, Коканд или Маргилан если вы выходите не в Андижане.

6. Кресла расположены как лицом по ходу движения, так и спиной. Если имеете проблемы с движением спиной вперед, то учитывайте это при покупке билетов.

7. И да, все самое интересное первую половину пути - по правую сторону, во вторую половину пути - по левую сторону по ходу движения поезда.

Ферганская долина

Previous post Next post
Up