Он потрясающ и невероятен. Усто Мирзобахром Абдувахобов, единственный представитель древнейшей, когда-то одной из самых знаменитых керамических школ. Желто-зеленая керамика Андижана. Век назад, его дед, знаменитый гончар Юнус Кулол Андижанский, был очень знаменит.
Сегодня не сыскать этнографического музея, где не было бы работ Усто Мирзобахрома. А уж во сколько частных коллекций вывезено солнечных ляганов, кубков и чаш - не сосчитать. Сам он едва ли задумывается о собственной значимости и уникальности. Он просто работает в своей старинной мастерской, в далеком Андижане, крутит неустанно гончарный круг, и не знает о том, что мы здесь пишем про его великую миссию.
1
Дивной красоты кубки сегодня делают всего пара гончаров в Узбекистане. Удивительная вещь, которая испокон веков и не имела-то особого утилитарного назначения, а служила украшением дома. Узбекский дом в гостевой комнате имел специальные ниши в стенах для праздничной посуды. Вот туда-то эти кубки и ставили.
2
Коричневая керамика с бело-черой росписью, редко-редко разбавленная зеленым. Мало кто помнит, но практически в каждом узбекском регионе практиковался этот стиль. Будь то Риштан со своей синей керамикой, будь оранжевый в тонах Шахрисабз.
Тло керамического сосуда просто не покрывали краской. Он сохранял цвет обожженной земли под прозрачной глазурью. Старые гончары называют этот стиль "жигар"
3
Усто Мирзобахром уникален в разнообразии видов росписи. Он помнит все андижанске стили, в которых гончары работали испокон веков. Здесь: терракота, желто-зеленая классика старого Андижана, бело-зеленая гамма, жигар и уникальный бело-синий ишкор.
4
Две крайние тарелки - и есть легендарный ишкор. Тарелки покрыты особой ишкоровой глазурью, характерной только для Ферганской Долины. Эта глазурь создается из пепла особых растений, произрастающих в предгорьях Долины. Под ишкором керамика кажется матовой, а синие тона "поднимаются" дивным образом - от сочной бирюзы и нежно синего, до светящесгося синего и космически фиолетового.
5
Слева - кварцевая глазурь, из натурального речного кварца, справа - глазурь ишкоровая. Усто Мирзобахром редко расстается со своми работами под ишкоровой глазурью. Очень трудоемок процесс их создания. Потому на них и другая цена.
6
Что по ценам, так я устала пенять великому Усто, что так продавать уникальные произведения искусства нельзя. Мне всегда кажется, что он их отдает по себестоимости материалов. Словно ему денег не нужно, а лишь драйв от великого ремесла.
Усто только улыбается мне в ответ, машет рукой, и говорит: "Пусть все купят".
7
Усто Мирзобахром потрясающий лягансоз. Лягансоз - это мастер создания ляганов на гончарном круге. Он их создает - как дышит. Уж сколько раз я наблюдала в его мастерской как он за считанные минуты создает совершенной формы ляганы. Все равно мне кажется, что в процесс нарушаются все законы физики, от кинематики до гравитации. До того невероятен этот процесс.
Этот огромный ляган, который он привез в тот раз на выставку завораживал великолепной росписью. Мало того, что он огромен и изящен, так он несет десятки древних симоволов. Здесь чарполак - знак воды, движения, жизни, несколько кучкораков - рожек, знаков достатка и богатства, здесь множество кузмунчоков, оберегов от дурного глаза, плоды граната - самого семейного из древних оберегов, гаантирующих многочисленное потомство. Здесь же изогнутые ножи-язычки, и еще с десяток сакральных элементов.
8
Я тихо ненавижу того человека, который купил у Усто этот ляган и унес его от меня. Грешна, но ничего поделать с собой не могу. Правда Усто обещал, что сделает для меня ляган еще лучше.
Все равно, было бы у меня два фантастических лягана. Ладно, хоть фотография осталась
9
Усто Мирзобахром до сих пор создает множество керамических форм, давно забытых и редко используемых.
Прекрасные, широко раскрытые, чаши на ножках - ликопча. Они предназначены для сладостей, косточек-орешков и сухофруктов, которыми принято обильно украшать праздничный узбекский стол.
10
Ликопча у Усто в десятках форм и размеров, каждая уникальна и неповторима. На каждой особые древние символы узором.
11
Особая тема в работа Усто Мирзобахрома Андижанского - это пиалы. Андижанская старинная пиала всегда имела небольшую ножку в основании, за которую пиалу можно держать не обжигаясь. Пиалы усто неизменно легкие, светлые и удивительно звонкие.
Обжиг Усто до сих пор делает на дровах, довоя температуру обжига до 1200 градусов, от того глина звенит как хрусталь.
12
Знание древней семантики росписи на керамике - величайшее из тайных знаний усто. По его рассказам можно уже публиковать большую энциклопедию символов узбекской керамики.
К примеру, на этой тарелке четыре заштрихованных круга. Это один из древних символов, еще с дозороастрийских времен, его называют "бычий глаз". Встерчается в росписи всех керамических школ Узбекистана, за исключением Ургутской (она еще древнее) и Хорезмской(она моложе)
13
Этот ляган несет знаки веры. Купола, которые расходятся цыетком от центра - это мехробы, символ Ислама
14
Эта тарелка уникальна в росписи. Каждый элемент на ней древний как мир. Завиток - это спираль, зародыш, пробуждающееся к жизни зерно.
А в центре - некий солярный символ. Такая конструкция встречается часто на керамических раскопах по всей территории Средней Азии.
15
Ляган, увитый символами богатства, усиленными знаками дивежения, развития, а так же оберегами от врагов:
16
Старинная класска росписи. Усто часто рисует по ободу этот знак воды, движения, очищения. Вода в наших жарких краях всегда означала жизнь, от того такое большое значение ей придавали в изображениях
17
Ляган в бело-зеленой гамме, также характерный для Андижанской керамики. Сплетение многих мехробов. Великого изящества роспись.
18
Тарелка с ишкоровой глазурью, необыкновенного голубого тона, какой проявляется только под ишкором.
19
Великий ндижанский гончар, Усто Мирзобахром Абдувахобов, со своим сыном и преемником, талантливым гончаром Улугбеком:
20
Этот ляганчик с тремя птицами слева, сейчас украшет стену моего дома. Помнится, тогда я везла его с выставки, держа на коленях, и всю дорогу нещадно трындела о "своем Усто". Забывшись от эмоций, вышла из машины, и ляганчик соскользнул с коленей прямо на асфальт. Я впала в отчаянье от одного звука удара уникального андижанского ляганчика.
Но ничего. Ляганчик попрыгал по асфальту. Я подняла его. На нем с обратной стороны появилась неглубокая трещинка, а на бортике - крошечный скол глазури. Вот такое вот качество! Вот такая вот прочность работ великого мастера.
21
Андижанский гончар Усто Мирзобахром Абдувахобов уже послезавтра будет в Ташкенте. С новой коллекцией своих уникальных работ. Приходите на выставку в выходные. Это в зале около Олий Мажлис, прямо по выходу из ст.мтро Миллий Боги
Там встретимся!