Ляганы Усто Мирзобахрома

Oct 03, 2013 17:01


Знаменитый мастер узбекской керамики из Андижана, Усто Мирзобахром Абдувахобов, представитель звездной плеяды узбекских гончаров. Более 50 лет своей жизни он бережно хранит высочайшее искусство андижанской керамики, приняв это великое знание из рук своего отца Абдувахаба-кулола и деда Юнуса Кулола.

Усто Мирзобахром - потомок древнего рода андижанских гончаров, который не прерывался ни в одном поколении мастеров на протяжении многих веков. Усто не имеет ни званий, ни особых наград. Однако любой специалист по азиатской керамике знает его имя и с легкостью отличит любую из его работ по почерку.




Усто Мирзобахром относится к такому положению вещей философски.
- Разве в этом дело? - пожимает плечами он, вращая гончарный круг и оглаживая руками блестящую глину.



Как то раз, я задала вопрос старому ташкентскому искусствоведу, знающему о мире искусств Узбекистана практически все:
- Как случилось, что такой великий мастер, как Мирзобахром Абдувахобов, за полвека служения
«истинному и настоящему», с сотнями работ в музеях мира, остался без каких-либо званий и наград, что в советский период, что в новое время?
- Борьба за звания и награды, в большинстве случаев, грязное дело, - сказал он,- на это требуется много времени и усилий. Усто Мирзобахром никогда не ходил по головам и никому не кланялся. Он чистой души человек. Щедрый человек. Если бы вы знали, сколько было случаев, когда ушлые бездари пользовались плодами его трудов, добивались каких-либо бонусов на этом, не сказав даже «спасибо» мастеру. А Усто Мирзобахром просто продолжает свое дело, не вступая в суетную борьбу. Он настоящий мастер и подвижник.
- Скажите, а я могу опубликовать ваши слова?
- Да конечно. Здесь нет никакой тайны.  Даже будет хорошо, если опубликуете. Сейчас многое изменилось. Может быть, кто-то из чиновников от искусств или неравнодушный сердцем власть имущий, прочтет эти строки, и мы с вами увидим имя Усто в очередном списке награжденных? Он не просто достоин этого - любых званий и наград мало за его великое мастерство.



И вот я вновь отправляюсь в Андижан.
Для меня отныне это город, где живет великий Усто, великий мастер, звездный гончар, хранитель великой тайны. Здесь, в Андижане, проходит мое Высшее Керамическое образование. Я начинаю волноваться уже на подъезде к старой махалле, и ничего мне с этим не поделать. Что ждет меня сегодня там, в старой мастерской?



Каждая моя встреча с Усто - это прикосновение к неизведанному, очищение души и катарсис. И  еще много, много керамических чудес. Казалось бы? Ну, что я еще не видела в своих долгих исследованиях истории узбекской керамики? А вот приеду к мастеру, и выяснится вновь, что я еще и сотой доли всего не знаю, и не понимаю.



Я с нетерпением жду того момента, когда буду выкладывать чашу за чашей, ляган за ляганом  на теплый глиняный пол перед мастерской. И солнце будет играть бликами на глазури уникальных керамических сосудов. И сердце будет стучать набатом от этой красоты, и будет сбиваться дыхание. И я буду спрашивать, и буду слушать мастера бесконечно. И каждое его слово поглощено будет мною, как воду поглощает сухая теплая глина под моими коленями.



Ну, вот, наконец, глиняные, извилистые улочки старой андижанской махалли. Махаллинские дети, играющие у глиняных дувалов. Теплый, милый сердцу, узбекский лубок.
Я вновь не решаюсь первой открыть ворота, ведущие в старую мастерскую. Здесь Усто Мирзобахром встречает нас.



Я уже вижу на айване высокую стопку ляганов и тарелок разного размера. Ах! Я с них сейчас начну. Скорее перенести их на прогретый солнцем глиняный пол двора…

Мы с Усто начинаем переносить ляганы. Я - трепетно и бережно, мастер - просто и обыденно.
Помнится, у меня как-то раз на выставке, едва не выскользнул из рук один из андижанских ляганов. Я испугалась тогда сильно. А мастер только рассмеялся моему испугу:
- Не бойтесь, они очень прочные. Ничего с ними не случится!



Проверить на прочность керамику Усто Мирзобахрома мне все-таки довелось. Я никогда не рассказывала мастеру об этом. Несколько было стыдно за свою оплошность. Тогда я возвращалась с выставки, держа на коленях драгоценный ляган мастера, и всю дорогу неустанно рассказывала об увиденном. Выходя из машины, вся в эмоциях от рассказа, забыла про ляган. Он соскользнул с моих коленей прямо на асфальт.
Ужасу моему не было предела. Но ляган лежал у моих ног без видимых повреждений. С замиранием сердца осмотрела его. Имелись: лишь еле видимая, не сквозная, трещина на обратной стороне. И небольшой скол глазури в месте удара.

Вот тогда я вспомнила слова мастера о прочности его изделий. Вот только тогда поверила.
А ляган служит мне верой и правдой до сих пор. Я лишь для надежности потерла трещину и скол клеем.

И вот передо мной новая коллекция уникальных андижанских ляганов и тарелок работы знаменитого мастера Усто Мирзобахрома Вахобова.
Сначала работы в бело-зеленой гамме.



Усто Мирзовахоб кажется знает сотню форм ляганов. Это на первый взгляд все они кажутся просто круглыми и одинаковыми.
Этот ляганчик, к примеру, имеет ровное небольшое дно и широкие плоские борта, идужие под острым углом к основанию:



У другого лягана переход от основания к бортам сглажен, да и бортики сами несколько изогнуты, словно вывернуты за края:



Ляган с непривычным  пятигранником в центре и широким плоским основанием:



Большой, сильно «раскрытый» ляган. У него переход от зеркала к бортикам практически не  заметен.



Характерная особенность ляганов Усто Мирзобахрома в многозначном узоре. Элементы этого узора не меняются на протяжении веков. Лишь в общей форме рисунка различаются работы мастеров по почерку.

К примеру, вот этот, казалось бы, незатейливо украшенный ляганчик несет в себе знаки четырех различных оберегов на все случаи жизни. Здесь главное - уметь их прочитать:



Еще один из вариантов цветовой гаммы андижанской керамики: теплая, желто-коричневая.
В центре этого лягана - изысканный узор, восемь стилизованных гранатов, «анор», исходящих из единой точки. Анор - древний символ плодородия и обильного потомства:



Древняя керамическая тайнопись: то ли венок из цветков диковинных, то ли цепочка рыбок. В центре каждого элемента - глазок. «Кузминчок» - оберег от сглаза



Далее бирюзово-белая керамика, традиционная не только для Андижана, но и керамики других керамических центров Ферганской долины:



И вновь десятки тайных знаков сплетаются в единый узор:



Если перевернуть любой из ляганов Усто донышком вверх, то вы увидите на узкой ножке лягана два-три крошечных отверстия. Это мастер позаботился о том, чтобы ваш ляган служил не только вещью утилитарной, но и особым украшением.



Продев проволочку или бечевку в отверстие, вы можете повесить великолепные ляганы на стену. Тогда они послужат вашему дому оберегом и магическим атрибутом, блага к дому притягивающим.



Вот занятная штука - время…
Спроси современного человека, о том, где в Средней Азии до сих пор делают самую настоящую местную керамику. Назовет он, скорее всего, Риштан или Самарканд. Человек, в керамике продвинутый, знает еще и Гиждуван и Ургут.

А то, что древнейшим керамическим центром издревле был Андижан, что именно он был крупнейшим городом Ферганской долины на Великом Шелковом пути из Средней Азии в Китай?
Забыли просто.

Беда в том, что сегодня, Усто Мирзобахром Абдувахобов - единственный представитель древнейшей андижанской керамической школы. И великое счастье, что Усто Мирзобахром у нас есть.И он не опускает руки.



Я раскрою сейчас большой секрет, который жжет мой язык уже два месяца.
Я молчала изо всх сил - я очень боялась сглазить.
Сейчас пролистну свою страницу вверх. Пробегусь глазами по каждому древнему оберегу от сглаза на ляганах Усто и тогда скажу.



Все. Все обереги прочитала. Нашла на ляганах защиту от сглазу, от врагов и недругов, а также  знак продолжения и развития. Теперь можно писать:
На следующей неделе, Усто Мирзобахром будет в Ташкенте. Вот!!!

Он везет с собой коллекцию своих работ невероятной красоты. Самое главное, что в коллекции будут несколько архаичных керамических форм, которые давно не делают уже. А Усто Мирзобахром сделал. И все это можно будет посмотреть и потрогать. Что-то даже купить.

Я обязательно сообщу, когда и куда приходить.
Я буду там, где Усто Мирзобахром в те дни. Буду стоять рядом, спрашивать и слушать. И вы приходите тоже.

Приходите с приязнью и любовью. Приходите с открытым сердцем и теплыми руками.
Иначе к великому мастеру, хранителю древних тайн приходить нельзя.



Мои поездки в Андижан организованы компанией Charming Orient,  в рамках подготовки специального "Керамического тура".

Ферганская Долина, Узбекская керамика, Узбекистан, Андижан, Узбекистан в лицах, Мастера

Previous post Next post
Up