Дом-музей Урала Тансыкбаева. Картины, черепаха и тюльпан.

Apr 04, 2013 05:19

"Дом-музей Урала Тансыкбаева работает ежедневно с 10 до 18. Выходной -понедельник. Вход бесплатный." - гласит табличка на стене старого дома, зажатого современными пяти- и девятиэтажками в центре современного жилого массива. Здесь удивительный дом, уникальный музей и великолепная художественная галерея.




Вы - счастливый человек, если можете собраться субботним утром, взять с собой друзей и домочадцев и отправиться на встречу с великим художником. Да, да, именно на встречу, потому что дом Тансыкбаева настолько живой и душевный, что кажется, что художник, вот только что вышел. Куда-то на встречу ушел, и через пару часов вернется. Вам стоит только подождать.
Вот недочитанная книга "Легенда об Уленшпигеле", сложенные очки и лепестки сухих горных цветов, сорвавшиеся с букета на столе.



Пока Мастера нет, мы пройдемся по комнатам. Нам разрешат. Ведь с нами его близкий человек, его летописец, посвятивший более 30 лет жизни делу Мастера. С нами Наталья Ивановна Глазкова, знаменитый искусствовед. С нею нам многое позволено. К примеру подержать в руках уникальный мобильный этюдник, выполненный руками Мастера. И его кисть...



Как истинный художник, великий Урал Тансыкбаев, большую часть жизни был знаменит и беден. Многие вещи для своей работы он делал сам. рамки, этюдники, палитры. И вот этот стол, сбоку, для всякой-всячины... И эта передвижная подставка-палитра. На ней навеки застыли краски мастера. А ящичек внизу забит грудой недоиспользованных тюбиков масляных красок



Вот Рифат безошибочно нашел любимое место мастера. Урал Тансыкбаев любил сидеть на этом большом сундуке, забитом инструментами и покрытом старым туркменским ковром.



Евгений Семенович замер рядом со столиком с богатейшим архивом. Эти подборки уникальных документов уже требуют реставрации и оцифровки. У музея пока нет ни средств, ни техники для этого.



Бахтиер-ака листает многочисленные каталоги и альбомы с репродукциями картин Тансыкбаева.



Дом музей Урала Тансыкбаева появился благодаря верной музе и ангелу-хранителю Мастера, его жене, Елизавете Яковлевне. Это её фигурка там, на зимнем горном пейзаже. "Женам художников нужно при жизни ставить памятник" - сказала Наталья Ивановна. Её связывала многолетняя дружба с женой Мастера.



Елизавета Яковлевна Тансыкбаева была женой великого на талант  и бедного на имущество художника. Бывало, Мастер писал этюд, продавал его, и этих денег хватало ровно на небольшой "базар": мясо, картошку, лук, морковь. Сколько таких работ, цена которым "хлеб для семьи художника" осело в частных коллекциях. Цена их до сих пор трудно измеряется деньгами. Они уже числятся в категории "шедевры мировой живописи".
А тогда... Елизавета Яковлевна, отправляясь в командировку в сельскую местность, привозила домой мешок свеклы, потому что там было дешево, и денег не было, и как-то нужно было прожить.



В далекое советское время, кто-то из знакомых мастера выкупил у него большое полотно, за деньги, что в эквиваленте составляли около 400 долларов. Это было хорошо, это было много. Через пару месяцев, мастеру рассказали, что на аукционе в Германии эта его картина ушла за  8000 долларов.
"Это так приятно! - сказал Урал Тансыкбаев, и добавил, смеясь: - но это такое свинство!"



Работ Урала Тансыкбаева сохранилось много.  Тысячи. Есть они в фондах многих знаменитых музеев и галерей по всему миру. Лишь в Доме-музее, в Ташкенте, их более трехсот. Сколько их в частных коллекциях сейчас уже не сосчитать.
Натюрморт  с ляганом:



Ляган, словно сошедший с картины:



До 2000 года Дом-музей Урала Тансыкбаева был филиалом Государственного музея искусств. Сегодня это самостоятельный музей, вход в который до сих пор бесплатный.
В 1994 году, к 90-летию Мастера,  рядом с домом была пристроена и открыта прекрасная уютная двухэтажная галерея, где сегодня размещена потрясающая коллекция работ Урала Тансыкбаева.



Урал Тансыкбаев родился в 1904 году, в Ташкенте. В бедной казахской многодетной семье. Отец его рано ушел из жизни, и, сразу после школы, Урал Тансыкбаев пошел работать на завод. Знаменитый Первушенский винный завод. Именно там, в заводском клубе, в 1924 году состоялась его первая выставка картин.



Урал Тансыкбаев рисовал еще со школы. Учителя отмечали и выделяли его талантливые работы.

"В 20-е годы XX века в Ташкенте сложилась чрезвычайно интересная творческая среда, здесь работали талантливые художники - А.Волков, А.Николаев. П.Беньков, М.Курзин, Н.Кашина, Н.Карахан, В.Уфимцев и другие. В городе регулярно проходили художественные выставки, дискуссии, встречи. В 1924 году в клубе винного завода были показаны работы Урала Тансыкбаева, и в газете "Туркестанская правда" появилась заметка о художнике-рабочем.

В 1930 году в Ташкенте открылся Государственный музей искусств, где были представлены произведения русского и западноевропейского искусства из коллекции царской семьи Романовых. При музее работала изостудия, где преподавал Н.Розанов. В эту студию пришел учиться рисовать молодой Урал.Уже картина "Портрет А.Ташкенбаева", написанная в 1927 году, демонстрирует мастерство автора, владение методами импрессионизма. Н.Розанов гордился своим учеником. Свою Большую серебряную медаль, полученную в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, учитель завещал любимому ученику - Уралу Тансыкбаеву. Медаль, на которой имеется замечательная надпись "Достойному", сейчас хранится в Доме-музее художника.

В 1928 году состоялась первая поездка художника в Москву. Там он знакомится с сильнейшей коллекцией современного западноевропейского искусства. Живопись импрессионистов. П.Гогена, А.Матисса, А.Дерена потрясла молодого художника, прирожденного колориста. Искусство этих мастеров тем или иным образом отразилось в раннем творчестве художника. В 1928-1929 годах У.Тансыкбаев продолжает учебу в Пензенском художественном училище у Н.Петрова и И.Горюшкина-Сорокопудова (ученика И.Репина), произведение последнего впечатлила его еще в Ташкентском музее. В связи с хорошей профессиональной подготовкой У.Тансыкбаев был зачислен сразу же на последний курс училища.

Вернувшись из России в Ташкент, где художественная жизнь буквально кипела, молодой художник входит в бригаду А.Волкова. Несмотря на неординарную живопись А.Волкова, Урал не попадает под его влияние, а вырабатывает свой творческий стиль. Какие слагаемые имел молодой художник, вступая в творческую жизнь? Он вырос в мусульманской среде, где было органичным орнаментальное прикладное искусство -казахские войлоки с крупным модулем, тканые ковры, насыщенные цветом, в которых кодировалась вся Вселенная, узорчатые сюзане, отображающие райский сад. У.Тансыкбаев вырос в городской среде, еще в школе учитель рисования Я.Федорович отметил его способности и всячески поощрял их.

Юноша хорошо знал русский язык, рядом с ним всегда был Алексей Подковыров, которого усыновили родители Урала. С А.Подковыровым он занимался в студии Н.Розанова, вместе учились в Пензенском художественном училище, работали в Ташкенте над эскизами фресок на темы из современной жизни. Когда Урал женился, Алексей попросил разрешения у матери уехать в Алма-Ату, куда отправился вместе с племянником Нурбеком. Творчество А.Подковырова стало заметным явлением в искусстве Казахстана.

У.Тансыкбаев получил хорошее образование, был знаком с современным русским и западноевропейским искусством, работал в авангардной ташкентской среде. И если западные и русские художники устремлялись к теме Востока в поисках своего стиля (Гоген - на Таити, Матисс - в Марокко, П.Кузнецов - в Киргизские степи, К.Петров-Водкин - в Африку и Самарканд), то у У.Тансыкбаева это было в крови."
Владимир Муравлев, внук художника. Из статьи "Урал Тансыкбаев"


Тансыкбаев писал горы так, как ни писал их никто и никогда. Объем и пространство невероятным образом чувствуется в его работах.
Кажется, что между одной горной грядой и другой нарисован сам воздух.



Случается так, что картины маслом рассматривать близко не особо радостно. Крупные мазки, пики и рытвины в красках теряют свой смысл и не несут ничего кроме цвета. Работы Урала Тансыкбаева просто наслаждение рассматривать вблизи. Кажется что писаны они такой миниатюрной кистью, что каждый крошечный цветок на горном склоне виден отчетливо, со всеми тычинками и лепестками.



Есть в творчестве Урала Тансыкбаева особая тема - Чарвакское водохранилище. Он писал это одно из красивейших мест на протяжении нескольких лет. И до плотины, и после, и на разных этапах её строительства. Десятки живописных полотен.  Было бы потрясающе интересно, если бы наши искусствоведы собрали в единый альбом весь "чарвакский"цикл Тансыкбаева. Получилась бы летопись Чарвака написанная кистью мастера.



На картинах художника много узнаваемых мест. То въезд в Бричмуллу, то старые чинары в Ходжикенте, то вид с моста на Угам. Так и просится в экспонаты музея карта Узбекистана с указанием живописных мест, ставших сюжетами картин Урала Тансыкбаева. Говорят, что в архивах музея есть старая карта, где мастер отмечал эти места.



Галерея при доме Тансыкбаева светла и красива. В ней есть места, где можно долго сидеть и любоваться работами, есть маленький музыкальный холл с инструментом и фотографиями на стенах.



Я смотрю на холл сверху, с лестницы. Я смотрю на большую фотографию, где Урал Тансыкбаев стоит с легендарным мастером. Человеком из "моей темы", темы керамической. Два мастера, мастер кисти Урал Тансыкбаев и Мастер гончарного круга Усто Умар Джуракулов.



Фото Рифъата Ирмухаммедова
Я вижу сверху своих друзей и коллег. Здесь весь цвет узбекской Интернет-журналистики и сообщества блогеров. Красивые, талантливые и неравнодушные люди. Они умеют вот так просто, в выходной, бросить все свои дела, собраться и просто пойти в музей. Не по принуждению, а для себя, для удовольствия, для радости общения. За пищею духовной...



А потом мы выйдем в уютный цветущий двор. Здесь все посажено руками Мастера. Его нет уже почти сорок лет. А сад с цветником по прежнему роскошен.



Фото Бахтиера Насимова

Мы разыскали в зарослях фиалок уникального сотрудника музея, который появился здесь много лет назад - это большая черепаха. Она недавно проснулась от зимней спячки, выбралась из своей глиняной норки,  и гуляет по двору рассматривая посетителей.



Фото Бахтиера Насимова

С Тамарой Санаевой мы примостились на мягком старом диванчике во дворе, напротив огромного самшита.
- Вы нашли любимое место Урала Тансыкбаева - сказал нам кто-то из сотрудников музея, - Он очень любил здесь сидеть. И нам, видно, как хорошо.



Фото Аллы Гажевой

А во дворе под окнами уже зацветали тюльпаны



Близятся две даты из жизни Урала Тансыкбаева.
18 апреля -день памяти художника. Он ушел из жизни не дожив несколько дней до семидесятилетия. В тот день он приехал в Нукус, чтобы отобрать свои картины из музея Савицкого для юбилейной выставки. Долгая дорога в поезде. Гостиница. И многоточие. В тот день мастера не стало.
25 мая - день рождения мастера. В этот день сад во дворике перед музеем будет цвести особенно пышно.
Так что планируйте свой выходной, собирайтесь в удивительный музей, потрясающую галерею. Все так легко и доступно.
Все так красиво и душевно.



Для тех, кто соберется, карта. От метро Горького пешком минут 15:


Живопись, Искусство, Музеи, Узбекистан, Узбекистан в лицах, Ташкент

Previous post Next post
Up