Керамика Шелкового пути мастера Абдулвахида

Mar 28, 2013 07:52

С понятием "узбекская керамика" чаще всего связывают голубую керамику Риштана. Причем именно одного из традиционных видов - с мелким ажурным узором чередующихся синего, зеленого и белого цвета. А ведь это всего лишь один стиль. В том же Риштане их десятки, совершенно отличающиеся от вышеупомянутого. А если учесть узбекскую керамику других регионов, которые мало похожи на Риштанскую? Ведь есть еще Ургут, Андижан, Гурумсарай, Джизак, Каттакурган, Гиждуван, Самарканд, Шахрисябз, Хорезм, Денау!

Гости Узбекистана, они ведь как, что увидели в лавках на Регистане, то и купили. И не знают они, что есть керамика настоящая, исконно местная, выполненная в строго определенных региональных канонах. Настоящие гончары - они не просто мастера по ляганам и касам, они хранители древнего знания. Увы, истинное и настоящее зачастую не кормит. Процесс создания изделия по древним традициям местных кулолов - процесс кропотливый и дорогостоящий. Вот и заваливают псевдо-мастера сувенирные лавки штампованным низкопробным ширпотребом.
Расскажу я вам об истинном мастере, который делает не просто традиционную керамику, а архитрадиционную.


1

Абдулвахид Карим, молодой керамист из Бухары. В свое время, в поисках собственного стиля, он выбрал самый трудный и самый верный путь. Мастер Абдулвахид специализируется на керамике Великого Шелкового пути. Его изделия - точная копия многочисленных образцов поливной керамики Х-XII веков, найденных при археологических исследованиях в Афросиабе, Ташкенте и других  древних городах Мавероунахра.


2

Учитель и наставник мастера Абдулвахида - знаменитый археолог, специалист по средневековой керамике, Джангар Ильясов. Потому так удивительно точны работы гончара в каждой своей древней детали, в каждом своем символе.


3

Особенно дороги и близки будут работы Абдулвахида тем, кто исповедует Ислам. Большая часть его работ сделаны по старинным образцам раннего Ислама в Средней Азии. Когда на смену традиционным образам животных и птиц в росписи керамики, приходит изысканная арабская вязь со словами благославления. Буквы священных слов сплетаются в изысканный узор столь искусно, что человек, не знакомый с восточной эпиграфикой, воспримет тексты как красивый декор.


4

Второе, дорогое сердцу мастера, направление - это возрождение старинных техник росписи и цветов глазури. В этих своих работах мастер Абдулвахид практически "один в один" повторяет цвет и декор одного из распространенных видов средневековой поливной керамики.
Так что эта небесная глазурь и узор штампиком из местного растения - голос из прошлого, зазвучавший вновь.


5

К таким работам нужно придти через годы поисков, исследований и работы. Такие вещи - не для сувенирных рядов  в Самарканде и Бухаре. Эти вещи, для тех кто понимает. И тех кто верит.
Когда соберетесь в Бухару, возьмите у меня контакты мастера, непременно посетите его мастерскую. Она находится в старинной махалле в одном из самых исторических мест Бухары, за старой мечетью. Там, в мастерской, немало чудес старинных и загадочных.

Другие статьи о мастере:

Мастер керамики Абдулвахид Карим. Через тысячелетие
Мастер Абдулвахид Карим. Тайна голубой бухарской керамики
Узбекские ляганы. Первая социальная реклама.

Узбекская керамика, Узбекистан в лицах, Ташкент, Бухара, Мастера

Previous post Next post
Up