Бухара испокон веков слыла ювелирной столицей Азии и славилась своими ювелирами. Различные виды старинных бухарских украшений из золота и серебра давно уже стали классикой, и многие из них имеют собственное название
До сих пор в Бухаре работают мастера из старинных династий ювелиров, родословная которых столь длинна, что след теряется в десятке веков, царствий и имен правителей
1
Этот дождливый ташкентский день был богат на выставки-ярмарки мастеров. Практически одновременно проходили три. Куда отправлюсь я, решил один единственный анонс о
Ладошек.уз. "В выставке принимает участие ювелир из Бухары Маъмур Рахманов", - написала в Фейсбуке Ирина Матвиенко, организатор мероприятия. Такое событие пропустить было невозможно. И день мой стал праздником. Праздником от созерцания, праздником от общения с потрясающим мастером. Он рассказывал такие тонкости, такие исторические факты, такие технологические нюансы, озвучивал долгожданные названия. Всего этого не передать в одной статье. Но обо всем постепенно.
Работы настоящих мастеров Бухарской школы узнаваемы с первого взгляда. Тот, кто хоть раз побывал в ювелирных залах ташкентского Музея искусств и Музея прикладных искусств, легко узнает многие формы на этих фотографиях.
Первым я вижу невероятной красоты браслет. Те самые большие плоские глазки бирюзового цвета, тончайшая скань и крупные смягчающие округлые зубцы с тыльной стороны. Браслет величественен и массивен. Я не решаюсь взять в его в руки, но мастер сам протягивает мне его. Потрясающей энергетики вещь
3
Я приглядываюсь и ощупываю. Неужели?! Я прошу показать второй браслет, более простой и более массивный, украшенный уже филигранными змейками
- Они... - растерянно пытаюсь я высказать мастеру вдруг осознанное
- Им больше ста лет, - улыбается мастер. Его радует моя реакция.
nbsp;
- А посмотрите этот, - он протягивает мне ажурное плоское кольцо с легкой светлой позолотой, - и этот..- и в моих руках оказывается еще одно ажурное чудо.
Я с трепетом отстегиваю современную булавку, фиксирующую цепочку на штырьке. Браслет раскрывается на ажурные половины, словно портал в неведомое прошлое, и загадочным магнитом смыкается на моем запястье уверенно, но нежно. Это был такой сладкий серебряный плен, из которого не имело смысла бежать. Я теперь понимаю, почему булавка. Потому что принять решение о восстановлении любой, даже самой мелкой детали на этом вековом чуде вправе только его новая владелица.
Теряя слова, вопросы и разум, я продолжаю разговор с мастером. Далее работа самого Маъмура Рахманова. Все антикварные вещи - работы его предков.
Мастер снимает со стенда знаменитое бухарское нагрудное украшение из системы цепочек и пластин.
Такое украшение надевает невеста. И голуби на нем, как символ верности, и гранат, как залог обильного и здорового потомства, и бирюзовый глаз-оберег, и коралловые гремячие бусины от злых сил.
Ах как бы оно смотрелось на простом черном или красном платье.
Филигрань - излюбленная тема Маъмура Рахмонова. Комплект из нагрудного украшения на цепочки и ажурного браслета. Серебро с бирюзой.
Нить тянется и скручивается вручную от начала до конца. От кусочка серебра.
0
Еще пара филигранных браслетов и подвесок в исконно бухарском стеле, неизменном уж не один век.
1
Коварное серебро, изогнутое в тысячи колец играет с моим объективом коварную игру. Тысячи бликов от каждого элемента пытаются слиться в единое сверкающее пятно. Все же насколько человеческий глаз мудрее стеклянной линзы, даже электронно управляемой.
2
Серебрянные браслеты. Они разные. Современные; в старинной технике; новые формы с классическими старыми элементами.
3
Искуснейшая работа, качество которой можно разглядеть разве что под лупой.
4
Но меня еще ждет огромный стенд с бухарскими серьгами.
5
Терпеливо жду, когда операторы местных каналов освободят пространство перед ними.
6
Пока разглядываю кольца. Одно из них привлекает внимание своей странной формой. Я видела точно такое же
Термезском археологическом музее. Та же форма, только в музейном экспонате были не серебро, скань и филигрань, а золото, филигрань и эмаль. Но форма однозначно та же
7
Ну вот наконец-то долгожданные серьги. Бухарские классические серьги работы мастера Маъмура Рахманова.
Первыми вижу знаменитые свадебные шибиртма. Большой рубиновый глаз в окружении колец из мелкого жемчуга и многочисленные подвески.
8
Верхний ряд - крупные серьги холак. Рядом - бодом с подвесками.
9
Потрясающей тонкости работы треугольные серьги с подвесками от злых духов.
0
Сложные многоярусные серьги снизу. Сверху - классический кашгар-болдок.
1
Серьги, представляющие собой кольцо с крупной бусиной, окруженной другими, менее значимыми - это "мухаммади"
2
Серьги с пятью длинными, крупными подвесками разной длины на небольшом кольце - это "пянчпоча", что означает пять ножек.
23
Рубины, жемчуг, бирюза: камни Бухары
4
Классические бусины-подвески из сердолика и кораллов. Серебряный узор на первых - ислими.
25
Сверху серьги болдок, куполки или колокольчики. Бухарские серьги-колокольчики значительно короче, носимых к примеру в Ташкенте.
Нижний ряд - традиционные серьги, не имеющие специального названия, но формы их строго определены.
6
Камни для украшений мастер Маъмур Рахманов использует как местные, так и привозные - из Индии и Афганистана.
7
Серебро исключительно узбекское, прекрасной чистоты и качества.
8
Еще одна традиционная для Бухары форма - монета. Именно она становится основой серьги, декорируется новыми элементами и каменьями. Монета настоящая.
29
Нижний ряд представляет серьги, основа которых анор - гранат.
0
Центральные серьги очень рельефны, странной формы. Четыре ажурных выпуклости - по одной на четыре стороны света.
1
Бирюза, серебро, позолота. Филигрань.
2
Стенд справа - работы мастера уже современных форм.
3
Мастер Маъмур Рахманов, потомственный ювелир из Бухары:
4
И его потрясающие работы, неизменных стечением времени форм. Бухарская классика.
Так что смотрите, выбирайте:
5
Электронный адрес мастера: mamur_jewe собачка mail.ru