Возвращение в Ильхом. Яблоки для людей.

Jan 31, 2013 10:41

"На спектакль все билеты проданы" - красовалось рядом с названием спектакля в  кассе театра Ильхом.  Билеты были не то чтобы проданы, они, скорее были особо предназначены. Все 150 зрительских мест в театре этим вечером должны были занять участники ташкентского Интернет-сообществ Х-places.  Мы готовились впервые увидеть спектакль «Глиняные буквы, плывущие яблоки» по повести Сухбата Афлатуни. Сильную интригующую ноту в событие вносил, обещанный организаторами, диалог с актерами и автором по окончании спектакля
Участники сообщества, большинство из которых знали друг друга лишь по крошечным аватаркам в Фейсбуке, один за другим подходили к кассе. 
- А кодовое слово? - строго вопрошала дама в окошке кассы
- Мы из Икс-плэйс - отзывались паролем зрители и получали заветный билет




"Мой Ильхом" был много лет назад, в далеких 90-х
У тебя есть "Свой Ильхом", когда ты не пропускаешь ни одного спектакля, у входа позволяешь себе обнять кого-то из актеров или занести в гримерку шоколадку, когда у тебя есть любимое место в зрительном зале и в темном буфете бармен уже знает, какой кофе ты сейчас закажешь.
Тогда, в 90-х все были такие свои и любимые: невероятный Михаил Давыдович Каминский, блестящий Глеб Голендер, потрясающий Олег Луговской, удивительный Бахром Матчанов, тонкий и проникновенный Борис Гафуров...
О Гафурове. Когда был Мой Ильхом, Борис Гафуров был очень молод. Сегодня, двадцать лет спустя он встречал нас в фойе театра. Кажется, что он совсем не изменился. Разве что статус. За час до начала спектакля Борис Гафуров, художественный руководитель театра, встречал входящих зрителей.  Сегодня это его привилегия



За эти двадцать лет я делала несколько попыток вернуться в Ильхом. Не получалось. Для меня все уже стало другим. Наверное потому что нельзя два раза вступить в одну и ту же реку. Нужно искать другую.
Новая встреча с Ильхомом стала праздником. Кто сделал его? Актеры ли, режиссер, сама пьеса или особый зритель вокруг - не знаю. Но в этот, новый для меня Ильхом, нельзя не влюбиться.



Мы медленно собирались в фойе, знакомясь заново. Шла развиртуализация.
- Здравствуйте, вы ...? Я вас узнал,а я - ...
- О! Вы ...! Так рада познакомиться с вами в реале
Каждый держал в руках яблоко. Так было оговорено заранее:  на кассе пароль "Икс-плейс", заходя в фойе держать в руках яблоко - там дальше скажут, что с ним делать.



Для начала яблоко нужно было бросить в импровизированный канал



Та же лестница в подвал, в тот самый черный зрительный зал, который ничуть не изменился за десятки лет. И Марк Вайль, и непременно живые цветы перед портретом.



А вот и она, замечательная кошка на лестнице. Мы силимся вспомнить в каком году Мишель нарисовал её. Так и не вспомнили. Нужно непременно разыскать Мишеля.



Далее по длинному коридору с исписанными стенами. Где-то здесь есть и наша восторженная запись. Но как её теперь найдешь



Вновь и вновь - это замечательное ощущение: пройти по сцене, чтобы попасть на свое зрительское место.



В это трудно поверить, но волшебница-кассирша, не глядя, выдала мне билет на мое любимое место в Ильхоме. То кресло, сразу
справа от колонны. Трудно сосчитать, сколько часов жизни когда-то прошло там.



Сообщество Икс-плейс буквально захватывает зрительный зал.



Среди зрителей лишь один человек не является участником сообщества. Автор повести-притчи «Глиняные буквы, плывущие яблоки», известный ташкентский автор, Евгений Абдуллаев (Сухбат Афлатуни):



Мы дружно отключили телефоны. Спрятали камеры. Спектакль «Глиняные буквы, плывущие яблоки» начинается



Между предыдущим кадром и последующим прошло три часа. Три потрясающих часа, пролетевших как одно мгновение
Великолепное действо. Потрясающие текст и музыкальная тема. Прекрасная актерская игра и режиссура
О таких постановках, как «Глиняные буквы, плывущие яблоки», писать бесполезно. Такой спектакль каждый видит так, как дано только ему. Быть может вы будете смеяться над каждой сценой, или горло ваше сожмут слезы, или нестерпимое отчаяние охватит вас. Не знаю. Я пережила тысячу состояний и чувств за три часа. Что испытаете вы? Попробуйте увиеть сами!  Мой рассказ о спектакле никак не объяснит и не предварит все то, что увидите вы.



Долгие овации, эхо криков "Браво!!!", четыре нарастающих грохотом вызова на актеров на поклон
Вот, все они... другие... омытые от грима, в какой-то светлой усталости, занимают места на сцене напротив нас. Лицом к лицу. Особые актеры и особые зрители.
Они собираются медленно и долгая тишина: мы смотрим друг на друга.  
И понесся диалог актера со зрителем как веселый вихрь.


И громким хором щелкали затворы блоггерских фотокамер



Уж близко полночь. И стаканчики с горячим кофе. И вопросы градом со всех сторон.



Они, преобразившиеся герои. К ним зрители обращаются непременно по именам тех, кого они только что сыграли. Они то отшучиваются и лукавят, то отвечают настороженно, то говорят долго, серьезно и вдохновенно.



Он стержень и связующая нить. Худ.рук Борис Гафуров:



Искрометный, влюбивший в себя всех Председатель - Вячеслав Цзю:



Невероятно пластичный Дервиш и фантастическая собака - Дурен Казак:



Лицедей, перевоплощающийся до неузнаваемости, Иван Никитич - Алексей Писцов:



Яркая, фееричная Ойниса - Юлия Плакида:



Проникновенный Муса - Владимир Юдин



Восхитительная, с многими лицами, Марьям - Христина Белоусова:



Пытаюсь поймать в объектив трогательного юного Фархода Эркинова и Наталью Ли.
Когда встреча подошла к концу, на сцену полетела реплика: "Наталья ли, я влюбился в вас!"



Мы говорили долго. Мы вернулись по домам заполночь, потрясенные и влюбленные.
Есть еще силы, вдохновение и мощный энергетический посыл. Ночью терпеливо обрабатываю сотни фотографий  заливаю их на фейсбук. Уж не хватает сил отметить на фотографиях лица.
К утру, друзья из сообщества сделали это за меня.
Многим после спектакля не спалось.
Спасибо, Ильхом!
Не знаю, насколько это значимо для тебя, но я вернулась...



Да, а что с яблоками! Зачем они
Для этого нужно посмотреть «Глиняные буквы, плывущие яблоки».
Потому что зачем арыку яблоки?
Яблоки - они для людей...



Узнет, Ташкент, Театр, langar

Previous post Next post
Up