Кубаро-опа. "Илтимос, мен учун узингизни кунглингиздагини танлаб беринг!"

Dec 17, 2012 12:02


Неизменный столик на втором этаже Заркайнара. Прямо за эскалатором. Там, где блеск бухарских золотошвейных халатов и пестрота риштанской керамики.  Здесь неброские свистульки из кишлака Уба смотрелись одиноко. Как букет полевых ромашек в царском дворце.
Кубаро опа задумчиво смотрела куда-то в пространство выставочного зала в полном отрешении от выставочной суеты.  С друзьями направляюсь к заветному столику.  Сейчас я буду рассказывать им.


 1

Мы подходим к столику Кубаро-опа, не тревожа её .
- Ну и что это такое? - со скепсисом спрашивает мой спутник, глядя на пестрых глиняных зверей. - Зачем оно нам нужно?
- Не торопись! Давай постоим здесь. Я буду рассказывать, а ты рассматривай игрушки. Вот эта пожилая женщина с медалью на груди - это легенда узбекской лепной керамики. Кубаро Бабаева. Кубаро-опа. Её работы есть в экспозициях многих мировых музеев и в частных коллекциях. Живет она в маленьком кишлаке Уба в Бухарской области. Здесь испокон веков делают вот эти уникальные глиняные свистульки, хуштак. Долгое время Кубаро-опа  была единственным мастером этой школы. И старинное ремесло стояло на грани исчезновения. Сейчас у нее есть ученицы. Но пока ни одна из них не достигла  той чистоты древнего стиля, которая есть у Кубаро- опа.


 2

Эти игрушки имеют множество смыслов. 
Первый и самый древний, корнями своими уходит во времена Зороастризма в наших краях , когда поклонялись люди силам природы. В день весеннего равноденствия, земледельцы выходили в поле на праздник первой борозды, Навруз.  Все жители селений собирались на поле. Мужчины делали первую торжественную вспашку. Женщины в красивых одеждах пели и танцевали. А детям раздавали вот такие свистульки. Детвора высыпала на поле и свистела что есть мочи в глиняных слонов, собак и лошадей. Божественный ветер подхватывал их свист и гнал над полем дождевые тучи.  Говорят, что ничто так сильно не притягивает дождь, как свист этих расписных свистулек.  От того эти свистульки делали из простой глины слабого обжига и не покрывали глазурью. Они одноразовые. После каждого Навруза они умирали. Так что когда купим эту игрушку, ты обращайся с ней бережно. Она хрупкая.


 3

Второй смысл также связан с детьми. Со здоровьем в первую очередь.  Попробуй дунуть в эту свистульку. Что, не выходит? Вот! В том-то и дело. Чтобы свистулька издала звук, ты должен дунуть резко и очень сильно. В старину детям давали посвистеть в такую свистульку ежедневно.  Это древняя дыхательная гимнастика, очищающая легкие, улучшающая кровоснабжение всей системы дыхания.  Если дуть в свистульку каждый день, то ни бронхит, ни астма тебя не возьмут. Если у тебя хронический бронхит, то тебе непременно нужна такая свистулька.
На моем рассказе про второй смысл, Кубаро-опа уже заметила нас. И принялась помогать мне, комментируя мои слова по-узбекски, расширяя и дополняя мой рассказ.


 4

Ну, вот мы пришли и к третьему смыслу. Посмотри на морды этих зверей. Клыки, рога, выпученные глаза и  ощеренные пасти. Традиционно их делали три вида: собака, слон и лошадь.  И все они больше походили на драконов. Со временем стали появляться и другие звери, и даже всадники на этих животных.  Эти животные - оберег от злых духов. Их громкий не только притягивает дождь, но и отгоняет злые силы. 
Ты знаешь, у меня в офисе на столе  такая свистулька. Как только не ладится с каким-нибудь проектом, так я непременно в нее дую.  - смеюсь я.
- И что помогает? - серьезно спрашивает мой спутник.
- А то! Еще как!
- Так, я себе куплю таких две. Одну - домой, другую в офис.
- Подожди, не спеши!  У нас, всех, кто знает Кубаро-опа, есть традиция.  Игрушку для тебя должна выбрать она сама. Уфф, не могу сформулировать по-узбекски как это будет, чтобы она сама выбрала.
Пока я пыталась сложить фразу по-узбекски, мой спутник уже привел мастера лаковых миниатюр  от стенда рядом. Мастер перевел Кубаро-опа  нашу просьбу. Она кивнула, и извлекла  из строя игрушек фантастическую собаку.  Второй этап покупки - непременный инструктаж от Кубаро-опа. Она никого не отпускает с покупкой без наставлений. Кубаро-опа сказала, что он большой мужчина, и его легкие очень сильно работают. Им надо помогать, и их нужно упражнять. Поэтому каждое утро он должен три-четыре раза дунуть с силой в свистульку.  «Посылай при этом мысленно свои проблемы подальше» - вполголоса посоветовала я.

"Илтимос, мен учун узингизни кунглингиздагини танлаб беринг!"- Пожалуйста, сами выберите игрушку специально для меня!


   5

Эти игрушки имеют характерную особенность. Под мордами зверей, на шее, есть надрез. Таким образом мастер словно убивает глиняное животное. Это действие позволило древним игрушкам пережить многовековой запрет на изображение живых существ.

Насколько игрушки древние? 2000 лет этим образам есть точно. При раскопках в Самарканде, еще в 70-х были найдены хорошо сохранившиеся глиняные свистульки. Они были точной копией современных свистулек из кишлака Уба под Бухарой.
В те времена в Убе работала другая великая мастерица - Хамро Рахимова.  От этой потрясающей женщины приняла Кубаро-опа свое мастерство. Она пришла учиться к Хамро-опа  еще совсем девочкой.
Теперь с глиняной игрушкой из кишлака Уба связаны два громких имени: Хамро Рахимова  и Кубаро Бабаева.
В этом году на день рождения, получила от rifat альбом 70-х годов по декоративно-прикладному искусству Узбекистана. На первых же страницах его фотография:


 6

Это Хамро Рахимова, учитель Кубаро-опа.
Большинство мировых этнографических музеев имеет в своих экспозициях её работы.
Из коллекции Государственного музея искусств Узбекистана:
Дай бог здоровья Кубаро-опа, мы будем ждать её в Ташкент весной, на очередную выставку мастеров.
И господа владельцы ташкентских сувенирных салонов. Имейте совесть! Расписной батик и вазочки из шамота - это, безусловно, хорошо. Но съездили бы вы до кишлака Уба, заказали б каждый по сотне этих замечательных свистулек.  А то гостям столицы они совсем не достаются. Стыдно ж только в музее наше настоящее и исконное показывать.


7
Еще о мастере из Убы:  Кубаро Бабаева. История узбекского дракона

Выст, Узбекская керамика, Узбекистан, Узбекистан в лицах, Куклы, Бухара, Мастера

Previous post Next post
Up