Узбекские ляганы. Первая социальная реклама.

Dec 15, 2012 20:30


     Давным-давно это было, когда еще шумел по городам и караванным тропам Великий Шелковый путь.  Бывало, собирались люди по великим  праздникам на большой плов.  Тогда перекладывал ошпоз золотистый плов из кзана на большое плоское блюдо - ляган. Ляган был красивым и расписным. Но скрывала всю красоту его росписи гора плова.  Не увидеть едокам красоту лягана, пока плов съеден не будет. 
     Отнесут быстроногие мальчишки ляган с пловом на супу. Поставят его в центр дастархана.  Ляган - блюдо общее. Каждый трапезничающий будет брать плов со своего края, горстку за горсткой. По мере того, как будет исчезать плов с блюда, и все более сытыми и довольными станут  едоки, будет открываться перед ними край, обод, расписного лягана.    

 1

Перед взором сотрапезников откроются строки, в узор свитые. В строках - то священный текст, то фраза поучительная, то слова благословления, баракат.  Человек сытый, как правило, к размышленьям и философствованию склонен.  Будет глядеть он с удовольствием на благостный текст на опустевшем лягане, и размышлять над его сутью с приязнью.


 2

Те надписи на дисках старинных ляганов и были первой социальной рекламой. Не имея коммерческого смысла, имели они цель благую, воспитательную и нравоучительную.
  
 3

В наше время живет в Бухаре мастер-гончар, который продолжает старинные традиции эпиграфики на бытовой керамике. Мастер Абдувахид.  В этом году он представил Ташкенту новую коллекцию своих замечательных  работ.


 4

Другие работы мастера Аббдулвахида в статьях:

Мастер керамики Абдулвахид Карим. Через тысячелетие
Мастер Абдулвахид Карим. Тайна голубой бухарской керамики  

 5

Узбекская керамика, Узбекистан, Узбекистан в лицах, Ташкент, Бухара, Выставки, Мастера

Previous post Next post
Up