Давным-давно это было, когда еще шумел по городам и караванным тропам Великий Шелковый путь. Бывало, собирались люди по великим праздникам на большой плов. Тогда перекладывал ошпоз золотистый плов из кзана на большое плоское блюдо - ляган. Ляган был красивым и расписным. Но скрывала всю красоту его росписи гора плова. Не увидеть едокам красоту лягана, пока плов съеден не будет.
Отнесут быстроногие мальчишки ляган с пловом на супу. Поставят его в центр дастархана. Ляган - блюдо общее. Каждый трапезничающий будет брать плов со своего края, горстку за горсткой. По мере того, как будет исчезать плов с блюда, и все более сытыми и довольными станут едоки, будет открываться перед ними край, обод, расписного лягана.
1
Перед взором сотрапезников откроются строки, в узор свитые. В строках - то священный текст, то фраза поучительная, то слова благословления, баракат. Человек сытый, как правило, к размышленьям и философствованию склонен. Будет глядеть он с удовольствием на благостный текст на опустевшем лягане, и размышлять над его сутью с приязнью.
2
Те надписи на дисках старинных ляганов и были первой социальной рекламой. Не имея коммерческого смысла, имели они цель благую, воспитательную и нравоучительную.
3
В наше время живет в Бухаре мастер-гончар, который продолжает старинные традиции эпиграфики на бытовой керамике. Мастер Абдувахид. В этом году он представил Ташкенту новую коллекцию своих замечательных работ.
4
Другие работы мастера Аббдулвахида в статьях:
Мастер керамики Абдулвахид Карим. Через тысячелетиеМастер Абдулвахид Карим. Тайна голубой бухарской керамики 5