Ханифа-опа из Байсуна. Чапаны, тюбетейки, ткани и чанг-ковуз

Dec 05, 2012 16:26

Ханифа Салимова. Ханифа-опа. Изумительный мастер из Байсуна. Её рукам подвластно многое: ковры, ткани, вышивка, шитье. Если бы не она, не видать бы ташкентцам еще долго ярких байсунских рукотворных чудес. Многие годы Ханифа-опа единственный мастер, представляющий на ташкентских выставках всю Сурхандарью. В Ханифа-опа редким образом сочетались талант художника, ремесленника с талантом великолепного организатора.


 1


Сурхандарья - приграничная с Афганистаном территория. Самый удаленный от центра Узбекистана край. Древняя земля, огороженная с трех сторон горными хребтами, подпирающими небо, и с юга - величественной Амударьей. Байсун же - жемчужина Сурханарьи, заповедные места, в которых  сохранились нетронутыми народные традиции и ремесла. 
Здесь патриархальный уклад жизни. Большинство женщин занимаются ведением хозяйства, воспитанием детей и ремеслами, переданными им матерями и бабушками. Рынка сбыта изделиям местных мастериц практически нет.  Потому большая часть национальных предметов обихода создается собственно для своих домов и членов семьи.

 2
Ханифа Салимова несколько лет назад собрала вокруг себя местных мастериц и организовала производство изделий ручной работы для реализации. Когда работы байсунских женщин впервые появились на ташкентских туристических ярмарках, они произвели фурор. С тех пор прошло несколько лет. Ханифа-опа подключила к работе множество надомниц. По старым образцам восстановила с местными мастерами деревянные станки для прядения нити, создания тканей и ковров. Добилась поддержки и грантов. 
Ручные изделия работы байсунских умелиц неизменно пользуются высочайшим спросом и активно закупаются ташкентскими салонами. Однако достойное существование и полноценные обороты у мастериц будут только тогда, когда заповедный Байсун станет туристической Меккой. Когда будет создана инфраструктура, и на путевки в этот загадочный край, туристы будут записываться в очередь за месяцы.  Очень хочется верить, что когда-нибудь так и будет. Что еще восстановят в полном объеме недешевый в производстве процесс создания байсунской керамики. Что можно будет запросто поехать и купить уникальную деревянную сурхандарьинскую посуду.
А пока Ханифа-опа два-три раза в год собирает у своих мастериц тюбетейки, ковры, ткани, сумки, вышитые наволочки и покрывала. Собирает в дорогу и свои собственные работы. Привозит всю эту роскошь к нам, в Ташкент. 

 3
Я каждый раз очень жду Ханифа-опа. Она неизменно дарит радость обретения уникальных вещей и большую радость общения. Стенд Ханифы Салимовой найти на любой выставке не сложно. Там обязательно сверкает вот такая роскошная груда знаменитых байсунских тюбетек. Это удивительные тюбетейки. Я еще не видела человека любого цвета кожи, формы лица и разреза глаз, которым они бы не шли. Эта тюбетейка преображает человека. Он становится в ней красивый человек-праздник. Когда увидите такую тюбетейку, непременно купите, она украшает голову и согревает сердце.


 4
Еще есть у Ханифа-опа уникальные байсунские хлопчатобумажные ткани, сотканные вручную, на старых деревянных станках. Это древние, как Сурхандарья, джанда, алача, алифа. Ткани очень ноские, прочные, гигроскопичные и здоровые. Хороши, как в одежде, так и в утилитарных бытовых вещах.


 5
Потрясающие женские сумки. Плотные, твердые, яркие, удобные. Они выполнены тем же знаменитым "рубчиком", что и байсунские тюбетейки.


  6
Видите руку, которая держит сумку на фотографии ниже? Сейчас расскажу, что это за рука. 
Мы разговаривали с Ханифа-опа долго. Я спросила её: 
- Не устали?
- Очень устала, - призналась она, - Посетителей много, я одна стою. Даже чай не могу попить.
- Ой, Ханифа-опа, идите пить чай, я вместо вас постою! Цены я на все знаю. - предлагаю я мастеру, с готовностью пробираясь я за её стенд.
Ну в общем, я, с огнем в глазах, всем громко рассказывала о байсунских рукоделиях.  Около стенда собралось уж несколько потенциальных покупателей, которые ждали мастера, чтобы совершить покупку.
Одна из женщин спросила цену на эту сумку. Я назвала. В пересчете она стоила примернo 20 usd. Я уже расписала все особенности и достоинства этой сумки, и рассказала, что у меня таких уже две, и ношу их третий год. На что дама спросила:
- А она не отдаст её дешевле?
- Да что вы? - возмутилась я, - для такой работы это так дешево! Послушайте, если вы собираетесь торговаться, то лучше я её куплю без торга
- У вас же уже таких две? - ехидно спросила дама
- Две! Одна в зеленых тонах, другая в коричневых. А вот в голубых как раз нет! - решительно "добила" я даму.
Вот ведь экономная какая дама! На плече у самой висит турецкий кошмар из плохой кожи долларов за пятьдесят, а за уникальную качественную сурхандарьинскую сумку ручной работы она торгуется! 
В общем, дама так и осталась дожидаться мастера, рукой, на всякий случай, держась за сумку. Не выпустила её, даже когда я решила сфотографировать замечательную сумку на прощанье.


 7
Все изделия, будь то сумки или чапаны отделаны сотканной вручную толстой шерстяной тесьмой. 

 8
Широкие полосы тесьмы очень прочны, и служат ручками для сумок. Наверное, именно такой тесьмой отделывали в старину хурджуны.


  9
Сурхандарьинские чапаны просто сводили с ума своей теплотой и мягкостью. Сшиты в традиционных для Сурхандарьи коричнево-оранжевых тонах.  Лицевая ткань чапана - вручную сотканная джанда. Подкладка - традиционно из набивного ситца. Отделка - тесьма джияк ручной работы. В этот раз Ханифа-опа привезла помимо взрослых мужских чапанов еще и детские - на мальчиков лет 3-5 и 7-10. Я купила один детский чапан. Потому что в Ташкенте детские чапаны продают все более праздничные, тонкие, расшитые.  Сурхандарьинский чапан не был сувениром  -  он для жизни и тепла. Еще один чапан, взрослый, буду заказывать Ханифа-опа в Байсун.


 10
Были еще потрясающие мужские туники из джанды холодного, серого цвета.  Рубаха эта универсальная: и на холод, и на жару. 
Джанда - ткань особая, она поддерживает температуру тела, словно термос.


 11
Привезла Ханифа-опа и несколько особых сурхандарьинских шерстяных паласов "афгани" - они мелькают фоном на всех фотографиях.  
Особая гордость Ханифа-опа - вышивка шелком на шелке. Такой красоты, лаконичности  и изящества узор встретишь только в Сурхандарье.


 12
Есть у Ханифы Салимовой еще один удивительный талант. Она потрясающий исполнитель музыки на чанг-ковузе (ковуз, комуз, варган - как хотите) У меня уж давно зреет мысль освоить это сакральное действо и приобрести чанг-ковуз. И хотелось именно сурхандарьинский инструмент. Почему-то кажется что у него должна быть особая энергетика. 
Я перебирала шелковые вышивки на столе Ханифы-опа и наткнулась на тонкий жесткий предмет. Он буквально соскользнул с шелка ко мне в руку.
- Ой! Чанг ковуз! - воскликнула я, - Вы привезли их?!
- Один только, - улыбается Ханифа-опа.
Она берет из моих рук чанг-ковуз, подносит его к губам, и раздаются глубокие гортанные звуки старинного инструмента. Самого потрясающего инструмента из всех, потому что частью его, резонатором его, становится сам исполнитель.


 13
Вот такая она, Ханифа-опа. Удивительный мастер, потрясающей харизмы и несгибаемого оптимизма человек. 
Я теперь уже знаю причину, по которой мне непременно нужно в Байсун. Ханифа-опа обещала сшить настоящее сурхандарьинское женское платье. И я его очень жду.



Еще работы Ханифы Салимовой и других мастеров Байсуна:

Мастерицы из Сурхандарьи. Тайна рукотворной ткани "жанда" и волшебные ковры, которые превращаются в сумки 
Сурхандарьинская вышивка 
Зарисовки с выставки узбекских народных ремесел. Вышивка: Бухара, Кашкадарья, Сурхандарья

Ковры, Узбекистан, Одежда, Сурхандарья, Сумки, Байсун, Узбекистан в лицах, Выставки, Ткани

Previous post Next post
Up