"Ташкентский" Веронезе. Тайна великого полотна раскрыта

Nov 28, 2012 07:03


Информационный повод.
Осенью 2012 года, в СМИ просочилась информация об обнаружении в Ташкентском Музее Искусств неизвестного ранее полотна Паоло Веронезе "Оплакивание Христа". Официальное заявление представителям прессы, искуствоведам и общественности об этом событии состоялось в Ташкенте 27 ноября 2012 года. На прошедшей в Государственном музее искусств пресс-конференции были представлены результаты атрибуции картины, которая длилась более двух лет.





Собравшиеся имели возможность оценить материалы искусствоведческой экспертизы, химического анализа, результаты исследования полотна в инфракрасных, ультрафиолетовых и рентгеновских лучах.

Доказано ли?

Результаты всех исследований свелись к одному - это действительно неизвестная ранее работа Паоло Веронезе. Сравнительный композиционный анализ и исследование цветовой палитры показали полное соответствие почерку мастера. Рентгеноскопия, наличие  шелковых нитей в холсте, состав грунта и клеевых красок, определяют время создания картины, соответствующее времени расцвета творчества Паоло Веронезе



Одним из самых спорных моментов атрибуции являлась известная картина "Снятие с креста" Паоло Веронезе из коллекции Эрмитажа. Обе картины значительно отличаются друг от друга в построении сюжета и его ракурсе. Техническими средствами было выделено лицо Иисуса на обоих полотнах и приведено к тождественному положению. Догадка подтвердилась. В обоих случаях художник писал пророка с одного и того же натурщика.



Авторская ли это копия? Скорее две картины мастера на один и тот же сюжет.

Экспертиза показала, что в процессе создания картины мастер вносил изменения. Отчетливо видны следы прорисовки первоначальных положений руки Иосифа, поддерживающей Христа,  и ног Спасителя на холсте. Это однозначно отметает все подозрения, что данная картина - копия. Ни один копиист не будет отклоняться от оригинала в поисках каких-то иных решений, отличающихся от предмета копирования.



Имеется след изменения положения плащаницы. В первоначальном варианте бедро Иисуса было значительно более открыто, а затем край плащаницы был поднят выше. Это изменение мог внести сам мастер, но это могло быть сделано и позже из пуританских соображений. Паоло Веронезе отличался некоторой дерзостью и склонностью к смелым экспериментам в своих работах. За это он неоднократно подвергался преследованиям со стороны Святой инквизиции. Вполне возможно, что тело Спасителя показалось церкви недопустимо обнаженным, и было поручено дорисовать края плащаницы. Так случалось в истории великих мастеров. Так  не раз случалось и с работами Микеланджело.

История "ташкентского" Веронезе

Как попало уникальное полотно в Ташкент? И на этот вопрос однозначный ответ найден.

Привез полотно в 1880 году сам князь Николай Константинович Романов. Старший сын великого князя Константина Николаевича, младшего брата будущего российского императора Александра II, внук Николая I. Николай Константинович известен был буйным нравом и склонностью к авантюрам. Часто был обуреваем страстями и любвеобилен. Семью Романовых очень беспокоило недостойное поведение отпрыска царственного рода, и после ряда грандиозных скандалов, Николай Константинович был сослан на окраину империи - в Ташкент.

Здесь в 1887 году он строит для себя резиденцию, известную в Ташкенте как Дом Романовых. В этом же здании Князь Николай Константинович организует музей, куда привозит и размещает свою богатую коллекцию художественных произведений.

Что интересно, так это то, что обретенное полотно Веронезе тесно связано с историей грехопадения Великого князя и его ташкентским назначением. В 1871 году князь знакомится со знаменитой американской танцовщицей и певицей Фанни Лиер. Опытная искусительница "Мисс Фанни" отвечает взаимностью и они с головой окунаются в страстный роман. Влюбленных не останавливает замужество Фанни Лиер и её ребенок. В 1872 году они отправляются  в долгое любовное путешествие по Италии и Франции. В путешествии Князь Николай Константинович ведет дневник. На страницах дневника есть запись, сделанная августейшей рукой, которая гласит, что приобретена князем в Италии картина итальянского мастера Паоло Веронезе.

Полотно Веронезе, украсившее его коллекцию, он привозит в свой ташкентский музей в Доме Романовых. Не случись у Князя Николая этого скандального романа 140 лет назад, не увидел бы Ташкент сегодня этого потрясающего полотна.

Согласно завещанию Николая Константиновича, картина передана Туркистанскому университету в 1917 году. "..., завещаю в пожизненное владение... в полную собственность Ташкентского университета".  Об этом сообщает местное издание "Туркестанские ведомости" за декабрь 1917  года. В Красном революционном Туркестане, картину ждали тяжелые времена, и они оставили на полотне свои трагичские следы.

При Ташкентском университете, еще при жизни князя Николая, была организована небольшая экспозиция произведений искусств. Именно она, позже, в 1920 году, обрела статус местного музея, с 1935 года - Музея Искусств Узбекистана.  Позже, после ташкентского землетрясения 1966 года, в 1974-м было построено новое, современное здание. Вместе со всей коллекцией Университета, в 1920 году,  "ташкентский" Веронезе" был передан в этот музей, где полотно и выставлялась до 2010 года.

Об утраченном имени

Почему обретение Веронезе состоялось только сейчас? В каталогах музея Искусств картина в разные годы значилась под разными именами:  Неизвестный художник, или просто "Оплакивание Христа", приписывалась она и именам других итальянских мастеров после скоропалительных осмотров. Как случилось, что полотно потеряло свое название и имя автора? Может её судьбу решил неизвестный пролетарий, громивший помещение музея и он просто оторвал показавшуюся золотой табличку с рамы? Или  коварный умысел и определенные виды на картину какого-то знатока, состоявшего на службе при музее в революционную смуту? А может халатность чиновников от искусства тех времен? А может быть кто-то таким образом, лишив имени,  хотел спасти шедевр от продажи зарубеж? Советское правительство щедро распродавало лучшие образцы мировой живописи в те времена.

Как бы то ни было, старые музейные полотна в определенные этапы своей жизни проходят реставрацию. Случилось так, что в Ташкент, после долго обучения зарубежом и  стажировки в Эрмитаже, вернулся молодой талантливый реставратор. Именно ему была поручена реставрация нескольких самых старых полотен из коллекции музея, в том числе "Оплакивание Христа" неизвестного художника.



В каком состоянии картина?

Результаты экспертизы показали, что картина реставрировалась трижды. Первый раз - в конце 19-го века. Собственно это была не реставрация, а подкрашивание поврежденных мест. В те времена реставрации в нашем понимании еще не существовало. Вторую реставрацию картины провел кто-то из московских специалистов в 20-х годах прошлого века.  Третий раз полотно реставрировали уже в 30-х.

По анализу краёв полотна исследователи сделали вывод, что изначально картина была значительно больше. Недостает по 20 сантиметров полотна по правому и левому краю, и сантиметров 30 снизу. Так утеряна нижняя часть кисти Иисуса.



Не утруждая себя работами по восстановлению, неизвестные владельцы картины прошлых веков, попросту отрезали поврежденные части с боков и низа, которые обычно более всего страдают при замене рамы.

При всем при этом, картина покрыта 19-тью лаковыми слоями разных временных периодов, которые значительно усложняют и искажают восприятие. Реставраторам предстоит в ближайшее время многотрудная работа по приданию картине максимально первоначального облика.

Сюжет картины

"Оплакивание Христа" Паоло Веронезе по сути своей есть католическая икона. Честь рассказа о Евангельском сюжете картины и определении действующих лиц, была предоставлена настоятелю католического храма в Ташкенте, отцу Станиславу. Повествование отца Станислава звучало на польском языке. Оно было столь ярким, глубоким и эмоциональным, что присутствующие ловили себя на мысли, что многое в рассказе священника понятно и без перевода.



После того, как спаситель окончил свою земную жизнь на кресте, к Понтию Пилату пришел богатый человек из Аримафеи, Иосиф. Он попросил у Пилата тело Христа. По другой версии он выкупил тело. Именно Иосиф Аримафейский на картине, в богатых одеждах и тюрбане поддерживает тело за плечи. Он уже постелил под тело похоронную плащаницу и бережно придерживает её на Иисусе



Над ним, опираясь плечом на основание креста, в черных одеяниях, склонился апостол Иоанн. Он единственный из апостолов ждал под крестом долгие часы от распятия до телесной смерти Спасителя, и сам снимал его с креста. Лицо Иоанна обращено к Матери Иисуса Марии. Он выполняет завет Иисуса: «Люби ее. Почитай ее. Заботься о ней»

Тело Иисуса опирается на колени матери, чьи фигура и запрокинутое в отчаянии лицо, исполнены великим страданием. 
Мать Марию поддерживает светловолосая женщина, ее лицо почти скрыто. Предположительно, это либо Саломея, либо сестра Марии.

Над коленом Христа, в поцелуе руки, в глубочайшей скорби склонилась другая Мария, Мария Магдалена. Дерзкий Паоло Вернозе не скрывает красоты и женской притягательности Магдалины. Была ли она грешницей? Ведь греховный путь свой совершила она будучи одержимой злой силой, которую изгнал из неё Иисус....

Паоло Веронезе всегда продумывает композицию картины так, что каждый элемент её является говорящим и значимым.  Так часть сада и свечение в верхнем правом углу символизируют Воскрешение, до которого осталось уже совсем немного времени.

Момент открытия

Молодой реставратор Дильшод Азизов, приступив  к работе над полотном неизвестного на тот  момент мастера, обратил внимание на следы в области руки Иосифа и бедра Спасителя. За прошедшие столетия, красочный слой несколько сжался и приобрел прозрачность. Это навело на мысль о том что картина не может быть копией другого полотна, она авторская. Начались долгие месяцы исследований. Почти два года реставратор работал над картиной.  Каждый месяц приносил все новые и новые подтверждения догадке реставратора, пока они не привели к сенсационному открытию.

Дильшод Азизов родом из Самарканда, в 1997 году он поступил в Ташкентский институт Художеств и дизайна, намереваясь посвятить свою жизнь живописи. Собственно так и случилось. На втором курсе института он увлекается реставрацией и осознает, что именно реставрация станет делом его жизни. Он не прекращает обучения, совершенствуя свои знания и навыки. Из Ташкента молодой реставратор переводится в Ленинградскую художественную академию, учится у знаменитого реставратора Михаила Михайловича Девятова, проходит стажировку в Эрмитаже. Талантливый реставратор был замечен, ему поступило предложение о работе в Европе, в одной из лучших реставрационных мастерских, но он принимает решение вернуться в Узбекистан и поступает на службу в Государственный Музей Искусств Узбекистана.

Влюбленность в свое дело и многолетний труд Дильшода Азизова принесли свои великие плоды. Сегодня вся общественность Узбекистана поздравляет Дильшода Азизова и благодарит его за потрясающее открытие, великий подарок своей стране.



реставратор Дильшод Азизов

Сабир Рахметов, Народный художник Узбекистана, Академик Академии художеств Узбекистана, педагог:

- Картина многие годы висела в нашем музее на четвертом этаже, и долгие годы служила образцом для копий будущих художников. Я преподаю в Институте художеств уже 33 года и наши студенты третьего курса совершенствуют свое мастерство, копируя работы старых мастеров. Эта работа множество раз копировалась нашими студентами. Мы и не подозревали, что стоим у оригинала, все время думая, что это великолепная копия. - говорит Сабир Рахметов



- Одно жаль, теперь студентов будут держать подальше от этих работ - смеется знаменитый узбекский портретист



Церемония представления

В ажурном ганчевом зале ташкентского Государственного Музея Искусств Узбекистана яблоку было негде упасть.  Маститые художники и искусствоведы, журналисты печатных и Интернет изданий, операторы всех телевизионных каналов пришли на встречу со вновь обретенным полотном, "ташкентским" Веронезе



Аплодисменты выступающим перекрывал грохот щелчков многочисленных фотокамер. Но наступил момент, когда зал замер. Там, на небольшой сцене, под золотой кисеей, главный герой события - шедевр мировой живописи, которому вернули имя.



Прекрасные девушки, студентки Института Художеств, облаченные в венецианские костюмы времен Паоло Веронезе, словно ожившие модели мастера замерли перед полотном.

Венецианские красавицы медленно и торжественно раздвинули края кисейного полога и грянули аплодисменты.



Собравшимся разрешили подойти совсем близко, и каждый подолгу задержался перед полотном.



Что думал каждый, замирая перед сценой великого страдания, созданного кистью Вернозе, не знаю. Я подумала, что Иисус на картине - единственный человек, на лице которого нет боли. След перенесенных мучений - да. Но ликом Спаситель умиротворен и светел.

Атмосфера потрясающего праздника. Зарисовки

Огромное фойе Музея Искусств, над которым многоярусной башней возвышаются экспозиционные залы, было заполнено людьми. Суетливые журналисты с диктофонами и камерами, манерные дамы из искусствоведческой братии, представительные мужчины при галстуках, операторы в жилетках с многочисленными кармашками, монахи и монахини францисканцы, экстравагантные живописцы, представители дипмиссий с охраной и прекрасные узбекские красавицы в венецианских нарядах.  Разве что последние были невозмутимо спокойны в блеске своей красоты.



Повсюду горящие свечи. На возвышении струнный квартет. Звучит старая итальянская музыка. Обстановка потрясающего изящества, блеска, и как ни странно - накала. Все в ожидании.



Приветственные речи, слова о значимости события и поздравления Узбекистану прозвучали от отца Викентия, митрополита Ташкентского и Узбекистанского,  и посла Италии в Узбекистане г-на Риккардо Монаро.



Очень трогательно смотрелась инсталляция в венецианском стиле, в которую внесли элементы местного колорита в виде шедевров старинной узбекской керамики и предметов быта прошлого из коллекции музея.



Потрясающий праздник, грандиозное событие обретения имени великого полотна состоялось. Впереди - время работ, время реставрации, время ожидания. Сразу после пресс-конференции  "Оплакивание Христа" Паоло Веронезе покинет зал музея, для того чтобы вернуться в него вновь, в новом, первозданном облике.



Оплакивание Христа. Паоло Веронезе.

1580-1588 год.
Холст. Масло.  98 x 118 см

Ташкент. Государственный Музей Искусств Узбекистана

Живопись, Искусство, Музеи, Узбекистан, Узбекистан в лицах, Ташкент

Previous post Next post
Up