Айзада Нурумбетова. О чем рассказало каракалпакское платье

Nov 14, 2012 18:24

Пять роскошных женских нарядов замерли в пестрой череде. Пять платьев. Пять времен. Пять этапов женской жизни, женского предназначения. Жизнь начинается в ярко-красных цветах юности. Жизни завершение - это белая мудрая старость.
Вам понравился яркий средний наряд? Но вы еще не замужем, вам рано. Ах вы замужем, ну а  дети у вас есть? Нет, значит это платье не для вас.




Айзада Нурумбетова, мастер национального каракалпакского костюма, посвятила изучению вопроса не один год.  Поиски в старых сундуках, музейных архивах, каталогах прошлого века и беседы со стариками. Год за годом формировались образы и вынашивались модели. Большая беда каракалпаков в том, что на собственной земле не осталось образцов одежды, утвари и ювелирки прошлого. Практически все было вывезено в разные исторические периоды. И сейчас великолепные каракалпакские национальные костюмы и старинные ювелирные изделия украшают музеи других стран и частные коллекции. Потому столь важна миссия Айзады Нурумбетовой в вопросе восстановления аутентичных образцов старинной одежды и аксессуаров.
   Работа еще не завершена, но мы уже сегодня можем любоваться женским национальным платьем, выполненным в лучших каракалпакских традициях. Модели кажутся очень разными по фасону, стилю и цветовому решению. И это отнюдь не костюмы разных регионов Каракалпакии. Каждый костюм соответствует определенному этапу жизни каракалпакской женщины.
Первый, самый роскошный и сложный - это свадебный наряд невесты. 
Второй - одеяние молодой жены, которая еще не родила первенца. 
Костюм третий - для замужней женщины в о всем расцвете зрелости.
Четвертый - для женщины приближающейся к порогу, за которым возраст именуют "пожилым"
Пятый наряд для женщины старой, почтенной, "верхушки" многочисленной семьи.



В этих одеждах все исполнено смыслом - от вышивки и украшений, до особых тканей и головных уборов.
Айзада Нурумбетова читает нам смысл знаков на богатейшей вышивке свадебного платья.



В свадебном наряде открыто лицо, и особенно тщательно прикрыты все детородные органы. Их прикрывает плотная ткань во множестве слоев, покрытая сплошным рядом вышитых символов. Главный знак на платье - символ чистоты и невинности невесты.



Крупные вытянутые фигуры - знак трудолюбия будущей жены.



Повсюду рожки барана во всех ипостасях как знак богатства, обилия стад семьи. "Шахматка" из пяти квадратов - след от старого инструмента, которым в старину взбивали масло. По сути признак наличия коров в семье и умения невесты со всем этим обращаться.



Ткани, из которых сшиты наряды - особые. Их Айзада Нурумбетова восстанавливала по старинным образцам. Их ткали вручную лучшие узбекские мастера тканей специально для серии каракалпакских платьев.



Аналогично, по музейным образцам Айзада вместе с ювелирами возрождала все металлические детали и украшения.



Праздничный головной убор зрелой замужней женщины, напоминающий шлем древней воительницы.



Это потрясающая ткань. Тонка и одновременно пушиста, плотна и вместе с тем легка. Она кажется многослойной.
Традиционная каракалпакская хлопчатобумажная ткань, окрашенная натуральными красителями. Она вызвана Айзадой и умелыми маргеланскими ткачами из века забвения.



Все костюмы в той или иной степени украшены вышивкой. В этом плане костюм пожилой женщины очень скромен. Лишь Нагрудная двойная тесьма и робкий растительный узор по рукаву.     


Костюм почтенной старой женщины не менее красив, чем свадебный. Вышивка на нем особо изыскана. Читается в ней множество символов. Но один символ - наиболее значимый. Дело в том, что каракалпаки делятся на роды, корни которых уходят в глубокую древность.  Браки между представителями одного рода запрещены, даже если фактически в их представителях не прослеживается родство в нескольких известных поколениях.



Кждый род имеет свой отличительный знак, азиатский герб - тамгу.
Вот она тамга одного из родов, похожая на след большой птицы:



Автор всего этого великолепия - Айзада Нурумбетова.



Я прошу у Айзады разрешения сфотографировать её для публикации. Она просит сделать снимок на фоне стенда, где висят прекрасные ленты для украшения юрты. Я удивилась этому, логичнее было бы встать рядом  с роскошными платьями.
- Здесь, на фотографиях, мои девочки. Они не смогли приехать на выставку. А так получается, что они рядом со мной. - улыбается мастер.       
Удачи, сил и благополучия вам, Айзада. Вам и вашим мастерицам.
Пусть не устают ваши руки!



Оставить свои отзывы или задать вопросы Айзаде вы можете на её странице в Фейсбуке
Другие статьи:
Мастер Айзада Нурумбетова. Каракалпакские древние хроники.
Каракалпакские тюбетейки 
Загадочная Каракалпакия в моделях Айзады Нурумбетовой 
Каракалпакская вышитая сказка для маленькой принцессы

Каракалпакия, Узбекистан, Нукус, Одежда, Узбекские традиции, Узбекистан в лицах, Ташкент, Вышивка, Выставки, Мастера

Previous post Next post
Up