Ташкентская династия Ниловых

Oct 30, 2012 04:47

   Одним из самых лучших скобяных и посудных магазинов в дореволюционном Ташкенте был магазин купца Нилова.  Он располагался в самом центре Ташкента, недалеко от Воскресенского рынка. Семейство Ниловых перебралось в Узбекистан еще в 19 веке из Оренбурга. Торговля процветала, семья росла. Туркестан полюбился и стал родным.
     Потомки старинного рода Ниловых живут в Ташкенте и по сей день. Как и многие поколения их прародителей, они любят этот город и бережно хранят историю своей семьи.




    Мы встретились со Светланой Григорьевной Маматказиной, внучкой Евгения Александровича Нилова, дабы увидеть уникальный архив семьи. Как это ни удивительно, но архив пережил все перипетии времени: от революции в Туркестане до немецкого плена в Великую отечественную. Архив представляет собой огромную коллекцию документов, фотографий и предметов, связанных с несколькими поколениями семьи Ниловых.

Один за другим ложатся на стол пожелтевшие листы, письма, открытки  и фотографии



Почтовая карточка революционного времени с фотографией пишущей девочки-таджички



Открытка, или как ранее говорили "открытое письмо"  1904 года  в Кривой Рог. "Его высокоблагородию Василию Павловичу Лихману..." Светлана Григорьевна - урожденная Лихман. Фамилия, которую приняла её мама в замужестве.



Именно отсюда, из Украины, будет вывезена в долгий немецкий плен мама Светланы Григорьевны, сохранившая весь этот уникальный архив.
Вот что интересно, столько раз была "у Кривому Розі", так улицу 22-го Партсъезда помню, а Староярморочную нет. Есть ли она ещё?



Светлана Григорьевна Маматказина - личность легендарная в среде узбекских художников, скульпторов и керамистов. Более сорока лет она преподает русский язык и литературу в знаменитой Беньковке,  училище им. Бенькова, ныне колледж искусств. Среди её бывших студентов - весь цвет художественных искусств Узбекистана. Мэтры отечественной живописи и скульптуры любят и помнят свою Светлану Григорьевну.  Её личный архив их работ и фотографий постоянно пополняется.
Одна из старых фотографий особо тронула мое сердце. На ней молодые художники, студенты обжигают посуду старинным способом - в огромной яме, на дровах. Сразу подумалось, как это им удавалось таким кустарным способом добиваться температур в 800-100 градусов. тут же вспомнила ургутскую керамику, которую обжигают при 1200.



Мы долго перебираем и разглядываем желтые страницы.
- Не знаю, заинтересует ли это кого-либо из вас, - говорит Светлана Григорьевна, держа в руках полурассыпавшийся блокнот, - в семье сохранились рецепты моей бабушки.
- Заинтересует! - смеются коллеги по Лангару, глядя на меня
- Заинтересует!!! - восклицаю я
- А можно я все листки отсниму? - спрашиваю я, принимая в руки тончайшие исписанные листы.
- Конечно! - разрешает Светлана Григорьевна



Я пристраиваюсь на краю сцены, чтобы не мешать коллегам продолжать задавать вопросы, укладываю на коленках черный чехол от камеры, и перекладывая листок за листком, разглядываю, читаю, фотографирую.
- Мы её теряем! - пошутил, глядя на меня, кто-то из журналистов
- Погодите, погодите, - ворчу я, лихорадочно переводя фунты в граммы - Что вы скажете, когда я все это расшифрую... -  .
Листья блокнота, в котором записаны рецепты, проштампованы. Чернила поблекли от времени, и текст местами трудночитаем.



Наша удивительная встреча со Светланой Григорьевной подходила к концу. И остановиться было трудно. Каждый новый документ или вещица оборачивались новой историей прошлого. И вопросы сыпались вновь.

- Светлана Григорьевна, вы преподаете русский язык и литературу будущим художникам уже 40 лет. Эта аудитория отличается от обычных студентов? В чем специфика? Есть ли у вас какая-то особая методика?
- Безусловно! Это очень благодатная публика. Они воспринимают не столько информацию, сколько эмоцию. Я человек очень эмоциональный, так что мы нашли друг друга. - смеется Светлана Григорьевна.

Не уставайте, Светлана Григорьевна! Вы удивительный человек, благодарная дочь, счастливая мать и бабушка. Вы любимый педагог для десятков наших знаменитых художников. В вас умение передавать потрясающей красоты эмоцию. И великий дар помнить. Помнить и беречь.



Анонсы материалов медиа-группы Лангар вы можете читать на странице Langar в Facebook

История, Лангар, Узбекистан, Узбекистан в лицах, Ташкент

Previous post Next post
Up