Династия гончаров Нарзуллаевых одна из самых известных в Узбекистане на протяжении уж десятков лет. Удивительна многовековая история этой семьи. Неизменно, с появлением нового имени в звездной нарзуллаевской плеяде, поражает насколько крепок генетический заряд предков и сильна кровь, что в каждом новом поколении детей в семье Нарзуллаевых зажигаются новые яркие звезды.
Завидев на очередной выставке стенд со сверкающим желто-коричневым великолепием, забывая про все, иду к нему. Иду в надежде увидеть кого-либо из знакомых мастеров. И, о радость! Высокий, изящный, красивый, непременно изысканно бледный, с глубокими, словно бархат глазами, Обиджон Нарзуллаев.
- Здравствуйте! - кричу я издалека. Здороваться нужно именно издалека и сразу, потому что рядом со стендом немало времени пройдет, прежде чем ты сможешь оторвать взгляд от посуды и вспомнить о приличиях. - Как ваши дела, что у вас нового? - успеваю проговорить я, погружаясь в сверкающую россыпь чаш, ляганов и пиал.
- Ах какая каса! О, это что-то необычное! Ах лагян чисто в стиле усто Ибадулло... - я сыплю фразы, перебирая и перебирая. Обиджон молчит и улыбается, помогая извлечь из пирамид посуды поразившую меня вещь. Пройдет много времени, прежде чем я смогу говорить о чем-нибудь другом.
- Обиджон, я хотела вас спросить, как отличить узор "хвост павлина" от "пера", и еще, покажите узор "след змеи" вы же его используете? ...
И так долго-долго...
Каса-погремушка, "кричащая каса", в высокую ножку которой еще при формовании помещен маленький камушек. Каса покрыта глубокой зеленой, переходящей в синее, глазурью. "Нухут" - горошки по ободу и шестилепестковая фигура внутри касы. Каждый лепесток, традиционно для Нарзуллаевых расписан по-разному.
Горшочки хурмача - они для сладостей. Первый горшочек особенно хорош. Расписан разноцветными цветами-кругами. Причем, не смотря на то, что все круги совершенно различны, в целом роспись дает совершенно гармоничное сочетание. Эта гармония в асимметрии цвета - загадка всех нарзуллаевских работ.
Светлый ляган, украшенный "лола", тюльпанами. В центре бежит зигзагообразная дорожка - пресловутый след змеи, оберег от злых сил. "Бегущий" эффект обода от странного чередования цвета у-образного узора.
Ляган - абсолютная добротная узбекская классика. Именно этот ляган цветом своим и композицией напомнил мне музейные экспонаты
работы Усто Усмана. Знаменитый гиждуванский "хвост павлина" на лягане также имеет силу оберега.
Уникальный гиждуванский стиль, разноцветные пушистые круги на большой глубокой чаше и кувшине.
Очень изысканная маленькая кричащая коса, больше похожая на кубок. Я бы в такой подала катык к машкичири.
Малая открытая чаша и розеточки для сладостей, орешков и сухофруктов.
Очень сложный многослойный узор из сетки и "нухут" на ободе и перо-оберег в зеркале лягана. Редкий светло-желтый насыщенный цвет.
Особое, нарзуллаевское, сочетание теплого бледно-желтого и холодного сине-голублго.
Это тоже кричащая каса. Видно по зубчикам на ножке.
Характерный нарзуллаевский почерк - создавать растительный узор на лягане не центрально симметричный, а симметрией осевой. Роскошное светлое на темном перо-оберег. Такой ляган стоит иметь на стене своего дома.
Ляган с очень жестким по силе воздействия символом. То ли перо, то ли нож, то ли фантастический глаз на большом пустом поле кажется агрессивным. Но на то он и оберег.
Все узоры на гиждуванской керамике многослойны и выпуклы. От того при любом изменении угла падения света, кардинально меняют свои цвета.
Очень хороши пиалы с глухой зеленой заливкой и резьбой чизма. На первый взгляд массивные и толстостенные, они невероятно легки и очень ласкают руку.
Многочисленные праздничные ляганы, узоры на которых можно переводить, как рассказы или предсказания.
Великолепная классическая каса, богато расписанная как внутри, так и снаружи. Сейчас рассматривая её подробно, запереживала: "и что не купила?" Не разглядела...
На бочке куза -кувшина замечательно раскрылся пушистый объемный шар-цветок. Он окружен белым кружевом изящного "ислими"
Коричнево-синяя коллекция пиал, косушек и розеток.
Открытая чаша, нимтовок, с редким чередованием кругов и лола-тюльпанов.
Славный такой узбекский желтый кантри-комплект. Желтый цвет под глазурью - это не краска, это натуральный цвет обожженной гиждуванской земли.
А это наша узбекская менажница, украшенная сложным тюльпаном. На такой замечательно подать, традиционные для узбекского дастархана, сухофрукты-орешки-сладости. или к примеру бухарскую халву шести видов.
Касы различных форм, узоров, и систем символов-оберегов.
Молодой талантливый мастер Обиджон Нарзуллаев. Звезда гончарного искусства из восьмого поколения великой династии. Праправнук Усто Эргаша Кулола. Правнук Усто Нарзи и Усто Усмана. Внук Усто Ибадулло. Сын Усто Абдулло. Племянник Усто Алишера.
Обратите внимание на руки мастера. Это изящные руки музыканта, чей инструмент - глина, а музыка его есть великая гончарная традиция земли Гиждувана.
О гончарах Нарзуллаевых:
Керамика Гиждувана. Династия мастеров НарзуллаевыхЦвета солнца, неба и земли. Керамика ГиждуванаУзбекские народные ремесла. Легендарные имена.