Ферганский зал. Одним движением руки…

Jul 19, 2012 08:27

Усто Саиду было 64 года, когда он с группой мастеров из Ферганской долины принял участие в оформлении Ферганского зала ташкентского театра Навои. Мастер из Коканда был легендой среди мастеров-наккошей. Глядя на высочайшей сложности и пластики узоры, трудно поверить, но Мастер работал без трафаретов. Движением руки, силой мысли, генетическим даром, он наносил узоры сразу на материал.
Усто Саидмахмуд Наркузиев.




Из статьи Халимы Рафиковой в журнале «San’at»:
На ферганской земле родилась целая династия талантливых художников-орнаменталистов наккошей Наркузиевых-Махмудовых. Эта династия насчитывает более трехсот лет, все мужчины семьи были потомственными художниками-орнаменталистами, или, как их называют в долине, сирчи. Среди них - известные мастера прадед усто Нурмат, дед усто Нармухаммед Кузыбай, отец Саидмахмуд Наркузиев, его сыновья - Саидахмад и Саидумар Махмудовы. Двойная фамилия появилась в результате того, что в начале XX в. детей записывали по имени отца. Предположительно, усто Нурмат участвовал в росписи знаменитой мечети Джами в Коканде, созданной в XVIII в. Его сын Нармухаммед Нурматов принимал участие в оформлении особняков князя Романова и Половцева в Ташкенте.

Саидмахмуд Наркузиев родился в 1883 г. в Коканде. Его отец в поисках работы всегда брал сына с собой, который с 12 лет работал рядом со взрослыми. Прежде чем получить разрешение на самостоятельную работу, Саидмахмуд семь лет работал подмастерьем. В тот день, когда молодой Наркузиев разработал композицию для камина в доме андижанского бая, уста Мухаммад Соли сказал ему: "Сынок, сегодня ты положил свой кирпич в здание, называемое орнаментальной росписью, это искусство осталось нам в наследие от наших дедов и прадедов. Твой жизненный путь будет великим и радостным".



"
Спустя три года Саид стал заменять отца в создании сложных орнаментов. Композиционные решения его орнаментов были настолько сложны и завораживающе красивы, что все единодушно признавали композиции усто Саида образцом для многих мастеров того времени. Сегодня росписи Саидмахмуда Наркузиева находятся в Андижане и Намангане, Оше, Таразе (бывш. Джамбул), в Ташкенте (Ферганский зал театра оперы и балета имени А. Навои, куда его пригласили как ведущего мастера архитектурной росписи Ферганской школы). Наркузиев работал над оформлением мечетей Баратхожи (Джалалабад) мулла Кудрат (Ош), Мамажон мингбоши (Ходжобод), Маткосим олим (Бутакора).

С 1930-х гг. усто Саидмахмаду стали помогать его сыновья Саидумар и Саидахмад, а позже - внук Саидусмон. Они расписали интерьеры более 20 домов и культуры Ферганской области. Слова учителя оказались поистине пророческими - С. Наркузиев, обладающий ярким талантом подлинного художника, стал одним из известных народных мастеров Узбекистана."



"В 1946 г. Наркузиев принимал участие в оформлении интерьеров театра оперы и балета им. А. Навои в Ташкенте, архитектурный декор залов которого, по замыслу архитектора, представляет все художественные школы Узбекистана. Архитектор С. Полупанов поручал кокандскому мастеру самые ответственные задания. В частности, эскиз вышивки бархатного занавеса был сделан Наркузиевым и вышит бухарскими золотошвеями. К сожалению, мастер не довел до конца работу в театре по состоянию здоровья. Однако за годы своей трудовой деятельности им было сделано немало. Он принимал участие в первой Всенародной выставке в 1954 г., во многих республиканских и областных выставках народно-прикладного искусства. В 1959 г. в Москве открылась выставка, посвященная декаде узбекской литературы и искусства, на которой демонстрировались и три панно Наркузиева."



Сегодня в Ферганском зале театра Навои идет реставрация. На наших глазах, команда реставраторов милиметр за милиметром зачищает резное ганчевое полотно на нежно-оливковом фоне.
Это удивительно, но все мастера, прильнувшие к резным стенам, родом из родного города Мастера - Коканда. Значит до сих пор держит город свою высокую планку. Не перевелись мастера, не измельчали династии. И не пройдет и года, как засверкает Ферганский зал былым великолепием.
Не уставайте, ребята. Пусть рука ваша будет уверенной, а мысли чистыми. Вам доверено "наше все".

Искусство, Узбекистан, Узбекистан в лицах, Ташкент, terra termez, Резьба по ганчу, Мастера

Previous post Next post
Up