Бухара. Базар, нават, хасип, параварда, блогочестивый Иов и Зиндан.

Mar 26, 2009 23:33

     Вы были на восточном базаре? Хоть раз? Тогда отправляемся в дорогу на старый базар Бухары. Идем по дороге мимо древних Туки, не задерживаемся у многочисленных  лавок - ведь нам идти далеко. Проходим Пои-Калян, долго идем вдоль Цитадели Арк. Перед нами современная часть города - кольцо, внутри которого парк. За кольцом - здание Бухарского театра драмы. На афише театра значится «Хамлет». Веселимся, но не задерживаемся. Минуем театр и долго идем по махалле. Сбиться с пути трудно, вместе с нами на базар идет много местных жителей.
     Покупаем горячую, кипящую внутри тандырную самсу - чтобы веселее был путь. Долго не решаемся укусить её - она брызжется горячим соком. Знаете ли вы, какое донышко у тандырной самсы? Вот такое :



Плотное тесто причудливо запекается на глиняных стенках тандыра, оставаясь золотистым.

По дороге встречаем узбекскую тетушку, продающую настоящие иштон. Иштон - очень интимная часть гардероба восточной женщины. Это такие свободные штанишки из хан-атласа, отороченные снизу золотой тесьмой. А сверху, там где ткань присборенная на резинку прилегает к телу, полоска ситчика. Это чтобы оному нежному телу было приятно. Иштон одевается под платье. Они не сковывают движение, и в них можно принять на айване абсолютно любые позы, вплоть до эротических  :)) Очень точно передает пластику женщины в иштон в свих картинах st_f 
    Тетушка не говорила по-русски и мы стали подбирать мне шаровары, общаясь по-узбекски. Она помогала мне говорить, видя, что я затрудняюсь сформулировать фразу. А если я ошибалась, поправляла. Вот такой урок узбекского… «Откуда, ты, доченька», - спросила она меня напоследок, «Из Ташкента», - отвечаю
- Бахтли булсин, кизим (Будь счастлива, доченька) Ну, в таких-то переливчатых атласных шароварах, как же счастью-то теперь не быть !?
     Вот уже виден Бухарский базар, но путь к нему перегораживает странное здание, стиль и век которого определить невозможно.



Подходим ближе - внутри музей водоснабжения Бухары. ООО! Тогда я знаю, что это за постройка. С ней связана странная легенда. Находился в древности на этом месте поселок, и случилась страшная засуха, жители умирали от жажды. И шел мимо благочестивый и праведный человек Иов. Увидев путника, жители стали молить его, поделиться водой. Тогда Иов стукнул посохом о землю и появился в том месте источник чистой воды, из которого до сих пор можно пить воду.
   В Библии сказано: "Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла" (Иов 1:1). Наверное, это и есть земля Уц. У мусульман Иов зовется Аюб.
    В память об этом чуде построили местные жители мавзолей и назвали его «Чашма Аюб» - Источник Иова.
    Источник до сих пор находится внутри здания. Это еще одно удивительное место, редко посещаемое туристами. Мавзолей находится в стороне от туристических маршрутов. А место ведь это -  замечательное!
     Мы проходим мимо Чашма Аюб и попадаем на задворки базара. Спрашивая у местных, где продается то или другое, мы совершаем покупки.

Сначала мы покупаем удивительную смесь из орешков и сухофруктов. Здесь : кишмиш черный и желтый, жареный горох, арахис жареный и арахис в сахаре, немного миндаля и грецких орехов. Замечательная пестрая композиция, надо сказать.



Переходим к прилавку со сладостями. Я возжелала купить бухарский нават. Он светлый, прозрачный, как лёд.
    Тот нават, который мы покупаем в Ташкенте нужно колоть совковыми щипчиками для сахара. Может кто помнит такие, ими кололи большой, брусками рафинад.  Так вот бухарский нават можно разломить на некрупные кристаллы просто руками. Нават этот волшебная штука. Глюкоза в чистом виде. Чай с ним - наслаждение. Да и чем леденцы с красителями и имитаторами вкуса усасывать, лучше нават с собой носить.



Продавщица навата угостила мою младшую горсткой параварды. Лялька восхитилась, начала канючить,  и пришлось покупать еще и параварду. Хорошо, что мы все были с рюкзаками, и имели возможность грузить на себя все эти восточные радости.



А потом мы пошли покупать нишалду. За прилавком, где продавалась нишалда, был еще и сумаляк. Прилавок рядом с одной из продавщиц был украшен, как елкой куском пророщенной пшеницы. Именно из неё и варят сумаляк. 
   Ой! -сказали мы - Это же заготовка для сумаляка!!!
Продавщица начала нам объяснять, как проращивается такое чудо. Мы знали, но не стали ей мешать. Когда она закончила свой рассказ, и спутники мои прижимали уже к груди пластиковую бутылку с нишалдой, мы осторожно возвращаем чудесную пшеницу на прилавок.  Продавщица останавливает нас, протягивает мне пшеницу и говорит :
- Сизгя! Бу совга ( Вам! Это подарок!)



В состоянии абсолютного счастья, я поблагодарила продавщицу и просто не могла налюбоваться на этот удивительный кусок, который столько дней и ночей растили заботливые руки.
    Мы привезли пшеницу в Ташкент в контейнере из-под мороженого и она  до сих пор растет на моем окне в кухне.
    А потом мы покупали бухарские лепешки.



Они очень большие, пышные и пахнут шкварками. По вкусу сильно отличаются от ташкентских. Чудесные лепешки!
   А потом я обнаружила прилавок, где продавались вкусности из субпродуктов. Там был халяльный говяжий холодец. Видели бы вы тот брусок упругого мяса в таком же упругом желе! (Здесь шумно сглотнуть.)
    И еще у них был замечательный хасип - это фарш из почек-селезенок, другого сбоя и риса в  правильной толстой кишке. Я взяла себе добрый кусок полакомиться с теплой лепешкой.



На выходе из этой части базара я познакомилась с кошкой без одной лапы. Судя по страшному состоянию культи, несчастье с ней случилось совсем  недавно. Однако, что удивительно, в глазах её не было боли. Значит выживет. И аппетит у неё был знатный, я пообщалась с ней, поделилась хасипом, и она приняла это как должное. Встречались мы с этой трехногой кошкой в Бухаре два раза.  Надеюсь, что у нее будет все в порядке.

Когда я покупала смесь из сухофруктов и орешков, продавщица услышав, как  я говорю ляльке, что нам нужно купить соленые косточки, сказала :
- Не берите здесь, здесь косточки продают перекупщики.
И указала часть базара, где косточки продают мешками и они там гораздо дешевле. И купили мы там совершенно прекрасные бухарские соленые урючные косточки - мелкие, пузатые, коричневые.



Сначала мы ходили вдоль прилавков и пробовали, пробовали… Взяла косточки я у той продавщицы, которая в процессе торга неустанно чистила мне по две косточки и протягивала на ладони. Я автоматически принимала их и ела. А она чистила еще пару и вновь протягивала. Минут через пять я осознала, что такого сервиса в моей жизни еще не было.  И наевшись, купила аж два килограмма.
    Эти самые косточки, под пивко, да под добрую неторопливую беседу, страсть просто, как хорошо. Так половинкой скорлупки в соленой золе , вскрываешь косточку, а на ней кристаллики соли. А косточка хрусткая, отдает даже несколько семечками подсолнуха, и в то же время тлеет в ней урючный аромат..



(Здесь тоже сглотнуть…)
    Мы выходим с базара, нагруженные рюкзаками со вкусностями, и видим вдалеке старую крепостную стену.
  - А слабо нам до туда  дойти?
  - Ни в коем разе! Пошли!

Стена, увиденная нами окружала старый Зиндан - тюрьму в виде ямы с решёткой.



Зиндан был закрыт на замок. Но мы с удовольствием побродили вдоль стены. В зиндан сажали в основном за два вида провинностей - долги или невыполнение предписаний Ислама. В Зиндане содержалось около 40 человек. Видимо жители Бухары были очень законопослушны, потому как имели маленькую тюрьму.
     И еще мы купили на базаре до одури душистую таджикскую зиру . И продавец «делал поход» - отмерив стакан и всыпав в пакет стакан, он, поочередно, показывая на каждого из нас, брал щепоть зиры, бросал в пакет и говорил каждому пожелания. С последней, пятой дополнительной горсткой, он сказал нам слова поздравления с Наврузом. И всё это было несказанно приятно.
    А одного из наших спутников все принимали за иностранца и назначали  ему цену в два раза дороже, чем остальным. И он злился. Но был он философ. И сказал он на это : «Я не еврей, у меня просто лицо интеллигентное»
    И еще я покупала бурый крупный душистый перец барбарис, сильно торговалась. И не смотря на это, и продавец подарил мне кулек добротной смеси для лагмана. Я честно пыталась заплатить, на что он сказал : «Не обижайте меня, сестра! Примите подарок.»

      Случается слышать мне, что  в моих текстах Узбекистан некий благостный лубок. Да нет же!!! Сто крат повторю, что красота в глазах смотрящего! И люди, как струны резонируют на твой взгляд, твои слова, твое отношение к ним. Я не придумываю ситуаций.  Я, как тот казах, что вижу, о том пою. И эта череда постов - всего лишь два выходных дня в Бухаре.

    Сегодня беседовала с коллегой, которая долгое время жила в Бухаре. Я спрашивала её о городе. Она ответила :
- Вот ты знаешь, не тянет туда, ни капли.
- Как ты можешь, это такой город!
- Да нет же, уныло, грустно, безнадежно - вот мои ощущения от тех лет
- А как же …
- Ты была в старом городе. Старый город - это энергетическое  место. А новые районы - это тоска!
- Но  я же видела …
-Ой! Как жаль что ты мне не сказала что ты туда едешь. Я бы тебе посоветовала: на площади под минаретом Калян нужно разуться и походить босиком, ты почувствуешь себя другим человеком! А в Бухарских банях ты была? Нет? С ума сошла! Знаешь что тамошние массажистки с телом делают - ты себя не узнаешь! А на Ляби-Хауз шашлык ела? Ага… классно, да?  А джиз пробовала? …

Вот так..

Рефлексия, Узбекистан, Бухара

Previous post Next post
Up