Краткий очерк гностицизма

Jan 11, 2013 13:22

Это подобно тому, как если бы из-за того,
что какой-нибудь гончар, или даже все гончары вместе,
лепили плохие горшки, кто-либо сделал вывод,
что город, в котором они живут, уродлив и управляется плохо.

Плотин. Против гностиков, или против тех, кто говорит,
что Творец мира - зло, а мир - скверна.

Этим очерком я продолжу знакомить читателей с интересным явлением в истории философии и религии - гностицизмом - в научно-популярной форме. Все факты взяты мною из литературы, приводимой ниже; я ничего не придумываю, держусь опубликованного. Добавляю только свои оценки, выводы и некоторые рассуждения в конце, по поводу христианства и современности.
Хороших кратких очерков по этой теме я не видел, хотя видел явно неполные и тенденциозные. Мой, наверное, тоже этого не лишен, но, по крайней мере, я стремился к какому-то улучшению.
Гностицизм - группа различных учений I-II в.н.э., согласно которым мир плох, неудачен и создан не Богом, а отпавшими от Бога сущностями: например, Демиургом, архонтами или падшим ангелом Ялдаваофом. Бог в гностицизме непостижим, далек и в сотворение мира не вмешивался.
В отдельных версиях (у Валентина и валентиниан) упоминается, что Демиург, в свою очередь, создан Софией - эоном (проявлением) Бога, Божественной Мудростью. Эта женская сущность временно отпала от Бога, но раскаялась и вернулась.
Другие особенности гностицизма: люди от рождения делятся на пневматиков, психиков или хиликов (духовных, душевных и материальных); спасутся только первые.
Иногда допускается переселение душ, или предсуществование души; она сходит с небес в тело человека, а после смерти возвращается обратно.
Тело человека - темница для души, смерть - избавление для избранных. Но такой способ освобождения, как самоубийство, не принесет результата. По многим версиям учения, душа будет заново воплощаться в новых телах до тех пор, пока она, пребывая в них, не испробует всех мыслимых образов жизни, какие есть в материальном мире. В т.ч., безнравственных. Образно говоря, «карма наоборот».
Гностики полагали, что нравственные нормы установлены низшими сущностями, сотворившими мир; эти нормы подобны тюремному порядку. Их нарушение - своего рода бунт и борьба с плохими порядками.
Небесных сфер между человеческим миром и непостижимым Богом, пребывающим в царстве света, насчитывается от 7 до 365. На каждом небе сидит соответствующий архонт и не пускает душу умершего выше. Душа «пневматика» может преодолеть эти препятствия, т.к. она владеет мистическими знаниями (гнозисом), включая ритуалы и заклинания.
Эта группа учений оформилась примерно в одно и то же время с началом христианства, в странах Ближнего Востока и эллинистическом Египте. Предполагают, что гностицизм стал зарождаться в дохристианские времена (I в. до н.э.). Его источники историки религий искали на Востоке, в Египте, в греческой культуре, но сейчас его появление связывают с неканоническими верованиями евреев. Возможно, центров появления гностицизма было два: Иудея и Египет. В гностических мифах перемешаны термины и имена иудейского и греческого происхождения.

Основоположником гностицизма считается Симон Маг (он же - Симон Волхв). Далее варианты учения развивались Менандром, Саторнилом (или Сатурнином), Василидом, Валентином (с учениками Птолемеем и Марком), Керинфом, Кердоном, Карпократом, Маркионом. Близким к гностицизму философом считается Филон. Были, кроме того, гностические секты офитов (поклоняющихся змею) и другие.
Гностикам часто приписывали половую распущенность. Следует иметь в виду, что и ранним христианам ее приписывали римляне-язычники; в свою очередь, сами христиане могли возвести аналогичный поклеп на гностиков.
Но логика подсказывает, что раз есть христианские сектанты-хлысты, у которых это практикуется, то, как частные случаи, - и даже скорее - это могло быть и у гностиков.
Справедливости ради следует сказать, что известные гностические учителя ни в чем подобном не были замечены. Напротив, они проповедовали воздержание и утверждали, что брак и деторождение придумали архонты, чтобы множить число пленных душ. А род человеческий лучше бы должен прекратиться.
Симон Маг, правда, возил с собой некую Елену, которую он забрал из публичного дома. Он называл ее перевоплотившейся Еленой Троянской и Божественной Мыслью (своего рода, прообраз Софии) и предлагал всем поклоняться, помимо него самого, также и ей. Это, без сомнения, была его любовница; но ей он оставался верен, да еще обожествил… По современным понятиям, это как раз говорит о полноценных чувствах, а не о распущенности.
К сожалению, от всего этого не легче. Понятно определенно, что из учений гностицизма следует - в лучшем случае - полное безразличие к добру и злу, ко греху, к делам человека. Поскольку материальный мир и собственное тело - зло, добрых дел, по существу, и не может быть; а если кто-то считает их добрыми, их ценность все равно не больше, чем у злых. В худшем случае, можно - и даже нужно - сделать что-то предосудительное, чтобы досадить архонтам и в конечном итоге прекратить перевоплощаться.
Примечательно, что, в то время как ранних христиан римские власти преследовали и часто уничтожали, с гностиками не происходило ничего подобного. Вероятно, им было сравнительно легко показать свою лояльность властям. Они, например, могли без проблем поклониться статуе императора, поскольку, с их точки зрения, все дела безразличны. В честь Симона Мага в Риме даже поставили статую.
Некоторые гностические учения включают элементы христианства. Иисус Христос понимается как бестелесное существо, кажущееся человеком; он был послан верховным Богом, чтобы спасти души избранных (т.е. гностиков), выкупить их Своими страданиями и освободить их от власти падшего ангела и материального мира.
В учении «христианского гностика» Маркиона создавший мир падший ангел отождествляется с еврейским богом Яхве. Маркиониты не интересовались вопросами об эонах, Софии и пр., для них было главным то, что Христос, посланный Богом-Отцом, пришел освободить их от Яхве, выкупить своими страданиями и вернуть к истинному Богу.
Маркион и его последователи отличаются от других гностиков тем, что они предполагали спасение души для всех верующих в их учение, а не только для особых «пневматиков», избранных от рождения. Поэтому Маркиона относят к гностикам довольно условно; в такой же степени он - просто один из реформаторов христианства.
Как бы то ни было, морально-этическая сторона жизни его не интересовала: для спасения достаточно только веры и аскетизма, а все прочее - безразлично.
Гностические учения были запрещены в 325 г. на Никейском соборе, но вскоре после этого появились другие подобные. Так, в III в. возникла отдельная религия - манихейство, а много позднее ему последовали некоторые христианские еретические движения: катаров (альбигойцев) и некоторых других. Вероятно, следы гностицизма были и у тамплиеров, в ряды которых в свое время влилось много бывших катаров. Таким образом, эти следы оставались до первой половины XIV в.
Гностицизм не создал мировой религии во многом потому, что был рассчитан (кроме учения Маркиона) только на избранных, и к тому же был разбит на многочисленные секты, не имея единой организации и дисциплины.
Гностические учения весьма непросто понимать, и средний человек, попавший под их влияние, вряд ли интересовался эонами, Софией, Демиургом и 365 небесами. Он рассуждал, видимо, проще: мир - зло, все вокруг - безобразие, и делай, что хочешь. Кругом войны, преступления, болезни, а тут еще нужно законы соблюдать, мораль какую-то… Вот еще!
Мироощущение гностицизма не может что-либо создать или построить, это - философия разрушения.
Тем не менее, подобные учения всегда появляются в дни исторических перемен, смут, бедствий. Так, считается, что есть сходство современного экзистенциализма с гностицизмом. В России в предреволюционное время идеями гностицизма увлекались знаменитые поэты, в частности, Блок, Белый, философы - Соловьев, Булгаков, Андреев.
К сожалению, исторический процесс до сих пор не мог обходиться не только без созидания, но и без разрушения. И потому гностицизм имеет определенное историческое значение - как фактор, ускоряющий разрушение старого образа жизни.
По существующему до сих пор недоразумению, из-за сходства слов «гнозис» (знание) и «гностицизм» очень часто называют гностицизмом или гнозисом самые разные мистические направления и занятия сравнительно поздних эпох: астрологию, алхимию, всякого рода магию. Коротко - любые тайные знания, вовсе не обязательно сопровождающиеся негативным мироощущением и отрицанием материального мира.
Еще одно недоразумение - связывать эти термины с учениями нового и новейшего времени: масонством, розенкрейцерством, теософией. Их даже иногда называют «неогностицизмом», имея в виду тайный и посвященческий порядок в масонстве и розенкрейцерстве, их предполагаемую генеалогическую связь с тамплиерами. А также определенный (особенно на раннем этапе) антагонизм их - и теософии тоже - с христианством.
На самом деле, во всех этих системах нет мироотрицания; напротив, они все пытаются изменить мир к лучшему, как они это понимают. Согласно им, поступки человека должны быть нравственными, гармоничными и соответствовать космическим законам. И ни в одном из этих учений нет утверждения об избранных от рождения людях, которым доступно знание; наоборот, идти по пути духовного развития предлагается всякому желающему.
В античном мире этим учениям предшествовал скорее не гностицизм, а космизм.
Зато некоторые параллели между гностицизмом и христианством видны, как говорится, невооруженным глазом. И это заставляет думать, что гностицизм и христианство произошли от некоего общего хода мысли, но только получившего совершенно разное развитие.
Хотя, по христианству, мир и человек созданы непосредственно Богом, после грехопадения Адама и Евы они пребывают в падшем состоянии. Мир лежит во грехе, мирское противопоставляется духовному. Первородный грех распространяется на человека от рождения, и спасти душу можно только путем крещения, веры и христианского образа жизни. Хотя человек - образ Божий, а Божий мир - прекрасное Его творение, все это утверждается с большими оговорками: нужно не увлекаться мирским, поститься, ограничивать половую жизнь, быть как можно более аскетичным и «умерщвлять плоть». А дьявол называется «князем мира сего».
В свое время гностики-офиты задавались вопросом: почему Бог допустил грехопадение первых людей? - а если предвидел и допустил, то Он не добр? - а значит, Он вторичен по отношению к более высокому и благому божеству.
Эта оставшаяся по сей день задачка в гностицизме решается негативно, но логично; в христианстве - скорее в целом позитивно, но нелогично: пути Господни неисповедимы, доброта и мудрость Бога выше человеческого понимания.
Подлинных гностических текстов до нас дошла ничтожно малая часть, поскольку они в свое время целенаправленно уничтожались.
Много выдержек из гностических сочинений приведено в трудах раннехристианских авторов: Иринея, Ипполита, Оригена, Епифания, Тертуллиана, Климента Александрийского. Они полемизировали с гностиками, обильно их цитируя.
Сохранился трактат философа-неоплатоника Плотина «Против гностиков, или против тех, кто говорит, что Творец мира - зло, а мир - скверна». Заглавие трактата представляет, по сути, одно из ранних определений гностицизма - и на мой взгляд, достаточно удачное, чтобы не предлагать других. Этот трактат примечателен тем, что мы видим негативную оценку гностицизма не только с христианской стороны.
В 1946 г. в Наг-Хаммади (Египет) была найдена подлинная библиотека какой-то гностической секты. В нее входили 30 рукописей с 53 текстами (некоторые повторяются). Длительное время их покупали, перепродавали, требовали по суду, и в итоге части библиотеки оказались в разных местах. Все рукописи были на коптском языке; их перевод и публикация очень затянулись. С одной стороны - объем очень велик, с другой - наверное, вряд ли ученые заинтересованы в том, чтобы выкладывать все сразу: это диссертации, вопросы приоритета и средств на исследования.
В собрание документов входят, в частности, космогонические сочинения «Речь о происхождении мира», «Ипостась архонтов», а также апокрифические евангелия от Иоанна и от Фомы.
Сейчас многие переводы текстов из Наг-Хаммади получили относительную известность, попали в интернет. Обсуждение их иногда ведется с неким оттенком сенсации: раннее христианство было не таким, как мы привыкли… а может, гностики были правы?... и вообще, гностицизм - это и есть раннее христианство… а то, которое сейчас - оно не настоящее?
И там уже трудно разобрать, где исследователи гностицизма, а где его последователи: как если бы врачи-психиатры попали под влияние собственных пациентов.
Многие современные люди по мировоззрению являются гностиками, сами того не зная. Кому не доводилось встречать человека, который смотрит на всех свысока, презирает каждого встречного и говорит, что люди либо негодяи, либо дураки, что жизнь - мрак, а искусство, какое ни возьми - дрянь, отстой или от лукавого. А только они знают, как правильно держать нож и вилку.
Подобные люди могут казаться иногда даже умными и оригинальными, но общение с ними может заинтересовать разве что любителей мазохизма. Таких хватает среди панков, хиппи, среди церковных людей и творческой интеллигенции.
Способов отношения человека к миру - и душевных болезней - не так много; с античных времен они, видимо, не изменились.

Литература.
1. Гностики, или «о лжеименном знании». Под ред. С.И. Еремеева. «УЦИММ - Пресс» - «ИСА». Киев, 1996 - 393с.
2. Йонас Г. Гностицизм (Гностическая религия). СПб, «Лань», 1998 - 384с.
3. 500 лет гностицизма в Европе. Материалы конференции 26-27 марта 1993 г. Под ред. М.Я. Билинкиса, Т.Б. Всехсвятской, А.Г. Петрова. М., «Рудомино», 2001 - 95с.

философия, гностицизм, религия

Previous post Next post
Up