Mar 10, 2009 22:44
В свое время наши дедушки и бабушки любили ставить в книжные шкафы и серванты фарфоровые статуэтки - собачек, голубков, зайчиков, мишек, прочий животный мир. У кого было места побольше, те могли украсить свой мещанский быт балеринами, цыганками, Тарасом Бульбой и даже Пушкиным.
Ныне пенсионеры или их потомки несут эти вещички в антикварный магазин, на вернисаж в Измайлово, на лианозовский рынок старых вещей. В последние 15 лет советский и другой старый фарфор, а заодно фаянс и керамику население Москвы рьяно кинулось собирать. Модное поветрие создало спрос и кормит армию перекупщиков.
В дедовские времена было наверное принято думать, что подержанная вещь на барахолке стоит много дешевле новой, а антиквариату должно быть по меньшей мере лет сто. Сейчас антиквариат омолодился до 50 лет, а вещи не новее 25 лет гордо носят название "винтаж". Который тоже как бы антиквариат. Понятие винтажа и антиквариата народ сейчас склонен трактовать очень широко. На практике, фарфоровая вещь, попавшая на барахолку и бывшая предметом интерьера у кого-то лет 10, почти автоматически вырастает в цене. Поэтому сейчас в Москве можно на барахолке очень дешево одеться, а вот купить дешево безделушки обычно нельзя. За ними следует идти в магазин, там дешевле.
Цены старого фарфора самые разные: не редкость предметы за 500-1 000 р. Иногда даже и не самые редкие вещи в зависимости от спроса и каталога могут стоить 3-5 тысяч, и это не предел, я видел и 15. Каталог везде продается, но он очень неполный.
Продавцы наперебой импровизируют, смешивая правду и вымысел. На вещь без штампа завода могут сказать " я 10 лет торгую и такой не видел". На совсем новый китайский предмет - что это китайская копия старой испанской вещи.
Если мы видим на барахолке обшарпанных бомжеватых продавцов или бабушек, это не должно вводить нас в заблуждение. Цены у них не меньше, чем везде. На барахолки нередко ездят торговать перекупщики, арендующие помещение под магазин в другом месте. И бабушек часто нанимают торговать они же.
Битые предметы при перекупке умело реставрируются. Бывает, что и фальшивый штамп известного завода могут поставить.
Понятие блошиного рынка в Москве извращено до того, что так стали называть выставки-продажи старых и просто необычных вещей для богатых. Для "среднего класса", как они себя скромно называют. Там платный вход и еще более безумные цены.
Я иногда наблюдаю, что несколько одних и тех же старых статуэток , каких не было давно в продаже, вдруг берут и появляются в разных местах. Есть сведения в каталоге, что бывшие сотрудники заводов делают копии старых вещей, хотя в это трудно поверить. Это кажется тяжелым и не очень выгодным делом. Тем более, как объяснить нередкие сколы и реставрацию на этих вещах. Может, это просто мистика какая-то, а может - кто-то планомерно скупает одну и ту же вещь, чтобы потом везде поставить подороже.
Есть пенсионерка на рынке в Лианозово: она продает фигурки втридорога, не во всяком антикварном магазине так поставят. Соответственно, она месяцами торгует одними и теми же предметами, которые никто не берет. Казалось бы, зачем? Возможно, она и без того обеспечена, а это - ее развлечение и повод общаться с другими продавцами. А также воображать себя антикваром великим.
Одного миниатюрного голубка Дулевского завода я в прошлом году приобрел на барахолке за 100 руб., а недавно видел в магазине... за 2 500! В другой раз продавали за 1 000 руб. китайского новогоднего бычка, что по 100 руб. распродают в переходах метро.
К счастью для небогатых собирателей, на барахолках бывают иногда приезжие, устраивающие распродажи, чтобы все скорее сбыть и уехать. А еще вещь даже с незначительным сколом дешевеет иногда в 5-10 раз. Некоторые предпочитают отдать за бесценок, не умея реставрировать. Богатый покупатель вещь со сколом не возьмет из зазнайства, а чаще из нового суеверия последних лет: разбитый или сколотый предмет может как-то навредить хозяину.
Все описанное здесь явление - особенность исключительно Москвы и, может быть, отчасти Питера. Пишут, что нигде в России больше такого нет, и я думаю, что во многих странах мира - тоже.
По моему впечатлению, молодёжь статуэтки не собирает, только люди средних лет и старше, кто был юным в советские времена. Возможно, по прошествии времени, всё это поветрие пройдет. Так, некогда популярные марки продают иногда теперь в газетных киосках - задёшево, хорошие старые наборы.
С другой стороны, пока кончится мода, сами вещи состарятся ещё. И - кто знает - будут восприниматься уже как археологические ценности сказочных времен.
коллекции,
фарфор,
фаянс,
барахолки