Съездил на речку Чертановку.
То, что я раньше считал и называл Чертановкой, было на самом деле её ближайшим левым притоком, вытекающим из трубы возле угла Севастопольского проспекта и улицы Миклухо-Маклая.
Настоящая Чертановка - в другом месте, хотя и недалеко. Её пересекает Севастопольский проспект, и через неё там сделан мост. Под мостом сухо, там начинается труба, в которую уходит речка; мост высится над долиной.
Ниже по течению я пока не был, и не знаю, где там Чертановка выходит обратно из трубы.
Но выше я видел два рукава реки. И там можно смотреть камни, чего я и хотел.
Место дикое, лесное. По сторонам реки частые обрывы. Воды в реке довольно мало, местами она вроде ручья. Даже уже знакомый мне её приток - шире и полноводнее.
Вокруг много горушек с тропинками, по которым разгуливает народ. Есть и асфальтовая дорожка.
В обрывах бывает виден хороший разрез четвертичных отложений. Сверху - суглинок без камней; ниже, до уреза воды - классическая морена (валунная глина), переполненная камнями.
Сами эти камни натащили некогда ледники из разных мест. Переотложенные камни гораздо старше; в основном, каменноугольного возраста. Есть и докембрий.
Каменистых пляжей много, они переходят в такое же каменистое дно реки, на глубине пол-сапога или меньше. Кое-где есть и глубокие места, где не пройти.
Не сказать, что я много обследовал. Может, метров сто. Но когда ищешь ископаемые, и всё время обходишь глубокие места по обрывам - этого хватает на пару часов.
Вряд ли я впоследствии буду много туда ходить. Выше по течению от мест, где я был - много преград, запруды, и что хуже всего, бурелом.
К тому же, там довольно темно, видимость камней и ископаемых оставляет желать лучшего. Полумрак создают над рекой деревья, даже ярким летним днём.
Кое-каких брахиопод я там всё же обнаружил. И это был бы очень рядовой выезд, но в самом его начале мне попалось нечто... Это было бы видно в любом полумраке.
И вот, о главном. Нашлась окремневшая плита с брахиоподами, килограммов на 15.
Сначала я думал было, что не увезу. Что буду просить в нашем музее прислать сюда машину.
Это был бы, конечно, риск. Место очень посещаемое, в том числе собирателями. В двух местах я там видел следы того, что кто-то колол кварц, и выкинул обломки, не найдя хороших кристаллов. Камень бы наверное давно забрали, если бы не его тяжесть. Да и вандалов везде хватает - не возьмут, так испортят...
Быть может, спрятать. Нет, тогда я потом не найду и сам. Уж я-то себя знаю.
Но глаза боятся, а руки делают. Положил плиту в рюкзак, под спину - кеды. Сапоги оставил на себе. Донёс рюкзак до обрыва, облокотил. Из положения сидя, одев две лямки, встал и потащил.
Долго бы я не протянул; и тяжестей мне таскать, в общем-то, нельзя.
Кое-как вылез, прошёл метров сто до моста, немного ещё... Думал о такси, хотя денег могло и не хватить.
Но вот остановка автобуса. Ура, пришёл автобус до метро Зюзино. До нашего можно ехать без пересадок. А там ещё на автобусе - и дома.
Был ещё день, в транспорте везде народу мало. Будь его больше - нечего было бы и думать так ехать. Всё сидел, не снимая рюкзака, нагрузив его на сиденья.
Финал хорош. Можно поиграться, сфотографироваться, и теперь уже без спешки думать о машине и музее.