Есть два самых распространённых способа похорон: покойного хоронят в земле, или кремируют.
В частности, для христианских традиций характерно первое, для индийских - второе.
По-видимому, похороны в гробах и саркофагах бывали в тех культурах, в которых были представления, что сохранность мёртвого тела, или его останков, чем-то полезна для души покойного. В древнем Египте такие представления доводили до крайности; тела пытались сохранить, насколько возможно, и бальзамировали.
По христианским обычаям, хоронят в земле. Этот способ был, скорее всего, заимствован у греков, римлян и иудеев. К телам христиане относятся довольно бережно: на Страшном Суде мёртвые воскреснут и восстанут из могил, получат новые тела. И хотя Бог может воскресить их и без каких-либо останков, этот процесс как-то подсознательно пытаются упростить. Правда, для мощей святых, часто хранимых в разных местах по частям, делается исключение.
Как видим, христианство придаёт большое значение телам, и даже ожидает новых земных тел для людей в будущем.
В свою очередь, сжигание тел практиковалось на фоне представлений, что так душа покойного быстро отправляется в небеса, к богам.
В книге П.Паври "Теософия в вопросах и ответах" уделяется большое внимание вопросу: что лучше - хоронить в земле, или кремировать.
Согласно теософии, лучше кремировать. Поскольку мёртвое тело помогает душе задержаться на околоземных этажах Тонкого мира (астрального, загробного). Паври считает, что для развития души это не полезно; чем скорее она попадёт на высшие этажи и вернётся к Богу, тем лучше. Теософия предлагает побыстрее пройти все нужные уроки в цепи перевоплощений, и достичь состояния святых.
Душа так или иначе перейдёт на высшие этажи; но может это сделать быстрее или медленнее.
Здесь нужно многое кратко пересказывать и упрощать. Там рассматривается не просто единая душа, а несколько "тонких тел", составляющих нематериальную часть человека. Самое "грубое" и привязанное к земле тело - астральное, оно тоже разрушается со временем, как и физическое. Но пока оно ещё живёт, и стремится подольше сохранить себя, к нему привязаны прочие тела, и переход их на высшие планы затруднён.
Есть ещё эфирное, ментальное, каузальное тела - вместе с астральным выйдет четыре. А в общей сложности, разных нематериальных сущностей шесть, вместе с духом и праной.
Мне трудно оценить всё это, и далее я буду говорить о целостной душе, обобщённо.
Вот некоторые выдержки из Паври.
"Нередко содействие человеку в невежественном сопротивлении космической воле оказывает оставшееся на земном плане физическое тело, которое действует, как точка опоры. Такой человек... сохраняет тесную связь со своим физическим телом... его физическое тело может приковать его к низшим уровням астрального плана до полного разложения физического проводника."
"...кремация спасает человека от самого себя, ибо когда его тело... уничтожается, мосты за ним в буквальном смысле сжигаются, и его стремление задержаться на низших планах значительно ослабевает."
Итак, душа человека, привязанного к земным делам и благам, не торопится расстаться с привычным земным миром. И продолжает получать от него (на низшем уровне астрала) привычные ощущения, насколько это возможно.
Со временем, тело разрушится, связь души с низшими астральными уровнями ослабнет, и она наконец вознесётся на высшие уровни.
По теософии, ада не существует, но возможна отправка души во временное чистилище в особых частях астрала, где грешные души будут страдать, и получать уроки на будущее. До следующего перевоплощения.
Как видим, в теософии отражены и приведены в систему все разные представления культур прошлого о сохранении или уничтожении тел покойных.
Если мы делаем упор на то, чтобы жизнь души усопшего была приближена к земной как можно дольше - тело нужно сохранять. Возможно, эта "точка опоры" надолго останется в виде мумии, или костей; а может даже, окаменелостей.
С другой стороны, если мы хотим буквально пинками загнать душу умершего в высшие сферы загробного мира, ускорить её развитие и путь к святости - тогда кремация.
Я предпочитаю погребение в гробу. Это можно заключить из писанного мною ранее. Хотя я признаю большинство теософских представлений о мироустройстве, с традиционной теософией расхожусь в вопросе о цели развития души и многих перевоплощений.
Я склонен думать, что вполне достаточно проживать много хороших и благих жизней, стремясь не нарушать космических законов, и не портить свою карму. К святости не торопиться. И на том свете тоже лучше по возможности быть приближенным к земле, её ощущениям и благам.
Тем более, по тому же Паври, период времени между перевоплощениями может иногда составлять до 600-1200 лет. Впрочем, столько лет пройдёт в земном мире. В Тонком мире нет времени в нашем понимании.
Представим: тихое кладбище, философские беседы призраков по ночам, при луне, среди деревьев и памятников... Воспоминания о том, кто как жил. Любование природой.
Стало скучно на одном месте? Снова Паври:
" Любитель красот природы получит возможность передвигаться... со скоростью примерно сто миль в секунду, и сможет побывать во всех самых прекрасных уголках планеты; в распоряжении человека, увлекающегося живописью, находятся все мировые шедевры, а перед учёным открыты двери библиотек и лабораторий."
"Впервые с той поры, когда закончилось детство человека, ему предоставляется возможность делать всё, что ему нравится."
Невозможны будут только те занятия, для которых необходимо физическое тело: еда, выпивка, амурные дела, спорт и т.д. Зато не будет нужно зарабатывать на пропитание, а одеться можно во что угодно при помощи силы мысли.
Теософия хорошо объясняет, откуда на кладбищах привидения; если предположить, что они там есть на самом деле, и не выдуманы.
В самом деле: по христианским представлениям, душа должна попасть в рай, или в ад. Но по народным верованиям христиан (отчасти языческим), есть особые неприкаянные души, скитающиеся по земле, не попавшие ни на небеса, ни в преисподнюю. Например, это могут быть души людей, погибших насильственным образом, и не похороненных, не отпетых. Или души самоубийц.
Такие души в виде привидений ходят по ночам в старых домах и замках. Обычный сюжет старинной литературы: дух умершего просит найти его останки, и похоронить. Если это удаётся, он получает упокоение, уходит на небеса.
Теперь самое интересное: а как же на кладбищах? Там не должно быть привидений. Ведь на кладбище покойников хоронят со всеми обрядами, и отпевают.
Согласно теософии, всё это не важно, и душа чаще всего привязана к нижнему уровню астрала, околоземному.
Возможно, среди умерших были очень старые и больные люди, которые полностью устали от жизни, и в ней их ничего уже не интересует. Такие будут готовы перейти на высокие уровни.
Но многие покойные сохранили связь с землёй, и тела в гробах для них - точки опоры.
Есть мертвецы - есть и привидения. Прямая связь.
Спокойной ночи всем читавшим!